
Руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Максим Курленко был приглашен в Чебоксарский Кооперативный Институт для беседы со студентами о толерантности. Эта тема связана с предстоящей 16 ноября датой – Днем толерантности. Декларация принципов толерантности гласит «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» . Отец Максим остановился подробнее на слове демократия, которое происходит от греческого demos — народ, то есть власть большинства. А современная демократия западного образца навязывает нам власть меньшинств. Духовные корни современного общества лежат в идее обожествления человека, именно эта идея формирует современное общество потребления. Такие явления как мультикультурализм и толерантность часто предлагают рассматривать именно в контексте этой духовной парадигмы.
В православии есть другой термин похожий на толерантность – терпимость. Терпимость означает подражание Богу, который совершенен, но Он терпит наше несовершенство и увлечения тем, что к совершенству не ведёт. Мы, православные, должны относиться к другим людям так же, как к нам относится Бог. Мы должны терпеть несовершенство других, понимая, что и сами несовершенны. Таким образом, терпимость предполагает активную оценку действительности: чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.
Толерантность же в свою очередь возникает между отдельными индивидуумами либерального общества. Они должны согласовывать свои интересы, чтобы не довести общество до хаоса. Поэтому толерантность безразлична к понятиям хорошо или плохо в абсолютном смысле этих слов. Она ориентируется на временные понятия, которые обеспечивают текущее спокойствие. Толерантность ориентирует человека на пассивное отношение в оценке действительности. Человек должен быть безразличен ко греху, извращениям и растлению других людей, т.е. ко всему, что его лично не касается. При этом он сам может всё это совершать, требуя толерантности к себе со стороны других.