
В рамках «Дня православной книги», проводимого во всех епархиях, прошла встреча студентов филологического факультета ЧГУ с руководителем епархиального отдела по работе с молодежью священником Максимом Курленко.
Отец Максим, говоря о значении духовной литературы в деле формирования личности, напомнил студентам, что духовная литература была в основании Руси начиная с Солунских братьев Кирилла и Мефодия и первых духовных книг древнерусской литературы, формировавших менталитет русского народа – Святой Руси.
Отец Максим обратил внимание на то, что книги сегодня читают мало. Практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. По данным социологических исследований, 37 процентов россиян не читают книг вообще, а 52 процента не покупают газет и журналов. Международное исследование PISA показало, что Россия по грамотности и уровню чтения занимает 28 место среди 32 развитых стран мира. Человек у телевизора или у компьютера активно вытесняет человека с книгой.
Есть взаимосвязь в том, что человек сначала отходит от Бога, а потом от книги. И наоборот, если человек стремится к Богу и живет духовной жизнью, чтение станет его насущной потребностью.
Нечитающая Россия - это отражение того духовного кризиса, в который погрузилось наше общество. Нечитающий человек познаёт жизнь посредством телевидения, радио и компьютерных игр, то есть поверхностно, фрагментарно. Он не может ответить: зачем он пришёл в этот мир, в чём предназначение человека? Нечитающий человек становится опасным для общества. Он не может сделать осознанного выбора и найти свое место в жизни. Дети, как и взрослые, читают то, что "модно", что пропагандируется средствами массовой информации.
Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней.
Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых православной Церкви. Духовное чтение, как и духовник, руководствует нас на пути духовной жизни. Книги дополняют, проверяют, а зачастую и заменяют советы духовника.
Феофан Затворник говорил о том, что «Ничем не можешь ты обресть и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещию. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись.»
Мостиком к духовной литературе может, безусловно, может стать классическая литература. Классическая литература, как правило, создана людьми верующими или принадлежащими к христианской культуре. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. Классическая литература ставит такие вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Литература как искусство слова обладает наибольшими из всех искусств возможностями изображения внутреннего мира человека. Для многих людей актуальность богословских вопросов становится очевидной благодаря художественной литературе.