
Руководитель епархиального отдела по работе с молодежью иерей Максим Курленко, познакомил студентов - историков Чувашского государственного университета им. И.Н Ульянова с ролью православной Церкви в годы Великой Отечественной Войны.
Во время лекции были рассмотрены следующие тезисы: Русская Православная Церковь за границей, отношение Карловчан и Евлогиан к политике Третьего Рейха и политика Третьего Рейха в отношении зарубежной Церкви. Политика немцев на оккупированных территориях, в сравнении с политикой советского правительства в отношении Русской Православной Церкви в Советском Союзе. Русская Православная Церковь в годы войны, ее значение и патриотическая роль. О духовной сущности нацизма. Искусственно возрожденное язычество национал - социализма в противостоянии христианским ценностям любви, братства и равенства всех народов.
Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонений на религию. С первого дня Отечественной войны руководство Московской Патриархии призвало народ к защите Родины и этим поддержало и государство. Такая позиция Церкви была особенно важна в свете значительного роста религиозности в первой половине 1940-х гг. как среди мирного населения, так и среди военнослужащих. Она создавала, по словам Ленинградского митрополита Алексия, "нравственные условия побед".
Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень многообразны: морально-нравственное влияние (через послания, обращения, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, медикаментов, одежды, продуктов в фонд обороны; служба церковнослужителей в рядах действующей армии и участие в партизанском движении; помощь раненым бойцам шефством над госпиталями и созданием санитарных пунктов; участие в сооружении оборонительных укреплений, организация противовоздушной обороны и т. д.Подобная ситуация существовала и на оккупированной территории, где неожиданно для нацистов начался бурный, стихийный процесс церковного возрождения.