Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Отдел по взаимодействию с казачеством

История казачества в Чувашии.

 Традицию возлагать на казаков охрану государственных границ от русских Великих князей продолжил первый русский царь Иван-IV Грозный. Первые письменные упоминания о казаках на территории нынешней Чувашской Республики относятся к периоду присоединения Чувашского народа к Русскому государству. Вместе с наиболее знатными и уважаемыми чувашами на переговоры к царю Ивану Грозному, по присоединению к Руси, ездили и казачьи Атаманы (из числа казанских казаков), о чем имеются документальные подтверждения. Именно при Иване Грозном на нынешней территории Чувашской Республики появились казачьи поселения, очертившие границу Московской Руси с Казанским ханством вдоль реки Сура, с центром в г.Алатырь.

В 1552 году во время третьего похода на Казань войско царя Ивана Грозного раскинуло очередной стан на слиянии рек Суры и Алатырь, в российском форпосте – крепости Алатырь. Царь жаловал городу печать - на зелёном фоне три золотых колчана наполненных стрелами, как знак того, что сих мест сиё оружие с похвалой употреблять умели, зелёный фон - это символ надежды, радости, изобилия, а также вручил Велительную Царскую Грамоту о закреплении статуса города за крепостью Алатырь.

Так началась история Алатыря и вместе с ней история Сурского казачества. Первоначально город состоял из слобод Стрелецкой (где проживало 75 стрельцов), Казачьей и Острожной (по 65 казаков в каждой). Алатырь стоял на границе Дикого поля, местности, где свободно кочевали ногайцы и другие большие и малые отряды степняков. Поэтому возникла еще Заострожная казачья слобода. Для чего же нужно было насыщать город казаками? Да хотя бы по тому, что здесь, как утверждает С.М. Соловьев, засеки охраняли только казаки, в противоположность иным местам, где подобную службу кроме казаков несли ещё и стрельцы. Город Алатырь являлся столицей Сурского казачьего Войска. Сторожевой линия проходила вдоль реки Сура по населенным пунктам Ядрин – Курмыш – Алатырь – Корсун и т.д.

Необходимо заметить, что казаками кроме служилых татар становилась и местная мордва, точнее одно её племя – эрзя. В 1612 году мордовские казаки сформировались во вполне организованное войско, созданное по образцу Донского, с выборными Атаманами, мурзами – станичными Атаманами и сотниками. Совершенно не имеет значения в каких уездах, Саранском, Корсунском, Ардатовском, несли службу донские и мордовские казаки. Они вышли из Алатыря, прошли здесь первоначальную службу и выучку.

Расселение казачьих станиц было делом непростым и не скорым. От Алатыря активно начали продвигаться вглубь Дикого поля засечные линии, постепенно, при помощи воинской силы, сокращая места кочевий степняков, тем самым уменьшая их угрозу Русскому государству.

Со времен своего основания г. Алатырь отправлял сторожевую и станичные службы, высылая сторожей и разъезды в степь для разведок против неприятеля на 3 сторожевых пункта. Сторожевую и разъездную службу несли конные казаки, и другие, помещенные здесь служилые люди из соседних городов и селений без различия их происхождения. От г. Ядрина до г. Алатыря и дальше по р. Суре проходила сторожевая линия. После завоевания Казани, многие казаки так и остались на освоенных ими землях. К примеру. Некоторые из них получили землю в Стемасской пойме и образовали село Стемассы. Исходя из поступных грамот мы знаем, что села Языково, Сара и Черкесские Сыреси тоже являлись казачьими.

Казаки Сурского казачьего Войска входили в состав Всевеликого Войска Донского и принимали активное участие в формировании новых хуторов и станиц Войска, так они внесли свою лепту и в становление ныне знаменитой станицы Вёшенской.

Первое упоминание Вёшек произошло в 1571 году в приказе царя Ивана Грозного князю Михаилу Ивановичу Воротинскому, в котором он повелел новому начальнику русской пограничной стражи собрать в Москве совещание. 21 февраля 1571 г. на этом совещании был принят «приговор», который говорит о структуре пограничной охраны на юге Руси, в том числе о так называемых «головах в поле». Среди них указан и «голова в поле», который должен был посылаться из города Шацка и «стояти в Вежках, выше Медведицы и Хопра».

Отряд, стоявший в Вешках, нес разведывательно-сторожевую службу от Волги до Айдара. Вешенскому голове подчинялся отряд пограничников, который было повелено комплектовать следующим образом: из Шацка – 9 детей боярских и 20 казаков, из Алатыря – 8 детей боярских и 20 казаков, из Ряжска – 6 детей боярских и 10 казаков, из Донкова – 6 детей боярских, из Темникова и Кадома – 20 татар и 20 мордвинов. «А которая голова,- говорилось далее в «приговоре»,- которой голове придет на смену. и с тою головою быти людям из тех же городов по той же росписи».

Известно, что свыше 30 казачьих семей, среди которых были 2 чувашские и одна мордовская, приняли участие в образовании на Дону городка Вёшки, впоследствии ставшего станицей Вёшенской. Алатырские казаки принимали участие и в образовании на Дону казачьих городков: Еланский, Каргинский, Устьхопёрский, Нижегородский, Казанский и т.д.

В границах Алатырского края (уезда) находились нынешние Барышский, Сурский, часть Корсунского районов Ульяновской области, Ардатовский, Дубенский, значительная часть Атяшевского и некоторых других районов Мордовии, Сеченовский (Теплостанский), Пильненский, часть Сергачского и Лукояновского районов Нижегородской области, Порецкий, Шумерлинский, Аликовский, Ядринский районы Чувашии.

В 1621 году Московское правительство вынуждено было заменить в Алатыре часть служилых людей из инородцев русскими казаками и перевело из г. Брянска в Алатырь 172 человека.

Казак, как известно слово не русское. Оно пришло в русский язык от тюрков. Были казаки казанские, были казаки рязанские. Одни составляли служилую часть ханства. Другие – свободные от податей крестьяне. Но особое сословие – казаки русских укрепленных земель – донские, являвшие собой организованное войско, состоявшее на службе. Донские казаки, будущая область Всевеликого Войска Донского служили Московскому государству, но нередко потрясали его устои.

В 1670 г. против войска Степана Разина в Симбирскую крепость был послан государственный военный отряд, под руководством князя Барятинского, где служили и алатырские казаки. Дюжий алатырец Семён Степанов в бою нанёс удар саблей по голове и ранил в ногу из пищали Степана Тимофеевича Разина. Навалившись на раненого атамана, помня об обещанной награде, он пытался пленить его, но подоспевшими разинцами (донскими казаками) был зарублен.

В этом же году, один из отрядов Степана Разина разорил и сжёг город Алатырь, который восстановлен был только в 1671 году. С этих пор, прежнее значение города, как укрепленного оборонительного пункта, всецело перешло г.Симбирску. На смену стрельцам в Симбирск был переведен из Смоленска Бутырский выборный полк, а на смену казаков, которые были переведены на р.Терек и р.Яик (Урал) в 1708 году, сформирован в Симбирске симбирский конный полк стольника и воеводы Есипова, из алатырских мурз и служилых татар.Стрельцы, казаки, ратные служилые люди и выборные солдаты иноземного строя стали расселяться из военного городского поселения Алатырь по селам, деревням и в большинстве случаев за его черту.

В 1773 году жители города Алатырь с хлебом и солью встречали Емельяна Ивановича Пугачева, который пробыл там трое суток. Подкрепив свои ряды людьми и провиантом Пугачев пошел на Саранск.

В состав нынешнего города Чебоксары вошло 8 деревень, шесть из которых в свое время были заселены донскими казаками. Например: ул. Красногорская, которая ранее была деревней, основанной казаками, переселенными сюда по Указу императрицы Екатерины Великой, после разгрома восстания Пугачева). Память об этом до сих пор остались в воспоминаниях старожилов этих бывших деревень.

Напуганные Крестьянской войной под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва, правительство Екатерины II было вынуждено резко усилить централизацию управления государством. 22 декабря 1770 года Указом императрицы Екатерины II был утвержден герб города Алатыря, составленный герольдмейстером, действительным статским советником Волковым: «в верхней части щита герб Симбирский, в нижней части в красном поле три золотых колчана, наполненные стрелами, как знак того, что сих мест жители сиё оружие с похвалой употреблять умели».

Исторические факты и документы дают достаточно оснований для утверждения, что казачество на Чувашской земле явление не случайное, а закономерное и стало быть возрождение его нуждается в государственной поддержке.

В 1992 году на территории Чувашской Республики стало формироваться Землячество казаков Чувашии, которое зарегистрировалось в 1993 году.В 1993 году Землячество казаков Чувашии, приняло участие в качестве одного из учредителей в формировании Волжского казачьего Войска (ВКВ). Руководил Землячеством казаков Чувашии, а в последствии VIII отделом ВКВ войсковой старшина Бобков Валерий Константинович до середины 1998 г. В 1997 году Главным управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации Бобкову В.К. был присвоен высший чин – казачий полковник. В 2009 году атаманом Отдела Волжского войскового казачьего общества по Чувашской Республике вновь был назначен казачий полковник Бобков Валерий Константинович, избранный на Круге Отдела. Отдел является формирующимся.

В 1996 году в Отделе было официально зарегистрировано первое полноценное реестровое городское станичное казачье общество «Крестовоздвиженское» (зарегистрированное главой администрации г. Чебоксары) под руководством атамана подъесаула Живчикова Сергея Николаевича (ныне занимающего должность первого товарища атамана – начальника штаба Отдела, в чине – казачий полковник). На момент регистрации станица «Крестовоздвиженская насчитывала 298 казаков по списку. Практически была сформирована и вторая станица «Николаевская», атаманом которой был подъесаул Овчаров Виктор Викторович (ныне ответственный секретарь Совета стариков Отдела, казачий полковник). Формировались хутора в районах республики. Общее количество казаков составляло более 700 человек. Отдел готовился к официальной регистрации.

В 1998 году в структуре управления Отдела произошли координальные изменения. На должность атамана Отдела был назначен бывший кадровый офицер, поверстанный из числа коренных жителей Чувашской Республики, не имеющий никакого понятия, что такое казачество, не знающий и не соблюдающий традиций и обычаев нашего казачьего народа.В первые же дни его управления из Отдела были исключены многие родовые казаки. Началась вакханалия, которая привела к тому, что казаки разочаровались в руководстве казачества и покинули ряды Отдела, к сожалению многие навсегда. Отдел практически прекратил своё существование.

В сентябре 2000 года, видя происходящее, группа родовых казаков, в составе - казачьего полковника Бобкова В.К., есаула Живчикова С.Н., есаула Овчарова В.В. и священника есаула Павлова А.И. (протоиерея Аполлинария), учредила региональную общественную организацию «Землячество казаков Дона» МСОО Всевеликое Войско Донское, в состав которой в дальнейшем вошли родовые и повёрстанные казаки, проживающие на территории Чувашской Республики. Атаманом РОО «Землячество казаков Дона» МСОО Всевеликое Войско Донское был избран Бобков Валерий Константинович.

В 2001 году, по рекомендации Землячества казаков Дона, приказом Войскового атамана Волжского казачьего Войска на должность атамана отдела ВВКО по Чувашской Республике был назначен есаул Живчиков Сергей Николаевич.

В августе 2002 года отдел Волжского казачьего Войска по Чувашской Республике и РОО «Землячество казаков Дона» МСОО Всевеликое Войско Донское провели совместный казачий Круг на котором было принято решение объединиться в одну казачью общину, которая в настоящее время взяла на себя заботу о формировании казачьей общины в республике, проводит свою деятельность как единое казачье общество.

Проводилась определенная работа по возрождению казачества, решались вопросы по привлечению казаков к несению государственной и иной службе на благо Отечества.
Так силами казаков был восстановлен предел «Зосимы и Савватия» в церкви «Воскресения Христово» г. Чебоксары. Полностью отремонтирован алтарь, все иконы написаны художественным маслом, проведен ремонт электропроводки и вентиляции. Вернули храму жизнь. Большую финансовую поддержку в этой нелегкой работе оказал казачий полковник Бобков В.К., Председатель Совета стариков Отдела.Осуществляется охрана общественного порядка силами казачьей дружины, которая наиболее ярко себя проявила при обеспечении правопорядка, в ходе проведения в г.Чебоксары: чемпионата Европы по спортивной ходьбе в 2003 г., чемпионата Мира по спортивной ходьбе в 2007 г., а также во время больших религиозных праздников и посещений республики Святых мощей, осуществляется казаками охрана Православных храмов.

В 2003 году зарегистрирован в управлении Минюста РФ по Чувашской Республике Приход Православной церкви «Воздвижения Креста Господня» в г.Чебоксары Чебоксарско-Чувашской епархии. Основной состав прихожан состоит из казаков. Председателем приходского совета избран казачий полковник Бобков Валерий Константинович, который проделал огромную работу по восстановлению исторической справедливости в отношении Храма «Воздвижения Креста Господня».

Крестовоздвиженская церковь располагалась в низком месте в междуречье рек Волги и Кайболки. Памятник состоит на государственной охране, как памятник федерального значения и входил в число памятников архитектуры, попадающих в зону затопления Чебоксарской ГЭС. Согласно экономическим примечаниям ЦГДДА ф. 1355 д. 444 дата постройки памятника датируется 1703 годом. Памятник представляет собой: бесстолпный перекрытый сомкнутым вводом храм в форме четверика с трехчастной апсидой, трапезной и примыкающими к ней двумя приделами.

Председателем приходского Совета найдены и восстановлены все архитектурные чертежи. Бобков В.К. добился утверждения градостроительным Советом г.Чебоксар проекта восстановления историко-архитектурного памятника. Сохранившиеся фрагменты стен церкви и другие материалы будут использоваться при строительстве данного Храма. Данная церковь и колокольня будут располагаться в исторической части города, на прежнем месте, на берегу р.Волга в районе речного порта на площади Речников. Это несомненно украсит город и будет восстановлена историческая справедливость к Православному Храму, который более 300 лет служил прихожанам. В данной работе ему посильную помощь оказывают помощник председателя приходского Совета казачий полковник Живчиков Сергей Николаевич и казначей Прихода подъесаул Казимирова Ксения Валерьевна.

С 2009 года была проведена огромная работа по восстановлению и возрождению казачества в Чувашской Республике. К имеющемуся зарегистрированному ГСКО «Крестовоздвиженское», поданы документы на государственную регистрацию атаманского станичного казачьего общества «Николаевское» (г.Чебоксары) и ГСКО «Князь-Владимирское» (г.Новочебоксарск). Образованы хутора «Казачья слобода» (г.Алатырь), «Георгиевский» (п.Вурнары), «Звездный» (с.Шоршелы Марпосадского района), «Чебоксарская застава» (г.Чебоксары).

 

 автор Атаман Приволжского казачьего округа казачий генерал – лейтенант В.К. Бобков

 

Используемая литература:

 - В.Н. Королев. «СТАРЫЕ ВЕШКИ повествование о казаках»/ Ростов-на Дону/ Ростовское книжное издательство/ 1991 год.

- «Об Алатыре и Алатырцах»/ Чебоксары /Чувашский государственный институт гуманитарных наук / 2002 год.

- «Алатырская старина»/ г.Алатырь/ Краеведческий сборник/ выпуск второй/ 2002 год.

- ПСЗ – 1. Книга чертежей и рисунков (Рисунки к гербам городов). СПб, 1843-с. 86.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архиерейское служение
Публикации
Фотоальбомы
Делегация Чебоксарско-Чувашской епархии приняла участие в XXXII Международных Рождественских образовательных чтений 2024
27 января 2024 г.
Новости и События Чувашской митрополии и Чебоксарской епархии
Анонсы
Видеоматериалы
"Знай наших"- большое интервью с митрополитом Чебоксарским и Чувашским Савватием
24 декабря 2022 г.
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •