Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Духовные основы современного мира. Общество потребления.

Духовные основы современного мира. Общество потребления

Иерей Максим Курленко

Куда стремится сегодняшнее общество? Какие направления приоритетны для современной культуры?
Совершенно очевидно, что для современной культуры характерен отказ от идеалов и ценностей христианского мировоззрения, отказ от единого духовного стержня. Преобладает эклектика различных культур, идей духовных – такой духовный винегрет.
Современный человек видит хаос в мире, в котором живет и для него это нормально, он не пытается упорядочить найти глубинные основы составить целостную картину мира. Он устал и принимает этот хаос, который творится в его душе и окружающем мире за норму. То есть, видеть и познавать мир через разбитые осколки, когда-то целостной картины мира. Видение картины мира современного человека похоже на лоскутное одеяло. В моде клиповое сознание, которое также отражает мысль о разорванности сознания, потере единого стержня.
Отказ от вечных ценностей приводит к тому, что все ценности облекаются в игровую форму, нивелируется расстояние между массовым и элитарным потребителем, элита сближается с массовой культурой. Допустим гламур, гламурные тусовки.
Брайсон В. в книге «Политическая теория феминизма» (М.: Идея-пресс, 2001. – С. 12) пишет «В философии так же, как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как «справедливость» или «правота» утрачивают свое значение…»
Для современной культуры «Вечные ценности» препятствуют творческой реализации.
Каждая философская или религиозная концепция, форма самовыражение человека или социума имеет свое право на существование. Популярная сегодня идея толерантности – это, по сути, идея отражающая потерю своего духовного стержня.
Как отражается эта идеология в современном искусстве? В инсталяциях современных художников можно встретить такой ход – рядом с чем то красивым и авторитетным размещать нечто грязное уродливое, допустим предметы выброшенные на помойку.  Нечто, извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую несвойственную ему область.
Это отражение идеи стирания границ, по сути, духовная деградация. Бог во всем ставит нам границы – вспомним эдемский сад и первую заповедь «От всякого древа можете вкушать, но если вкусите от древа познания добра и зла смертью умрете». Нам даны границы пола или, допустим, границы нашей ответственности, которые мы призваны наполнить любовью.
Для искусства отражающего современную ментальность характерна ситуация художественного заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, тиражирование обыденной жизни (сериалы). Художник наших дней – это не производитель, присвоитель. Он не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте…
Стремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире.
Многие философы и культурологи, называя современную эпоху временем постмодернизма, согласны с тем, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это – культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая, как строительный материал, все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек).
Общество потребления
Мы живем в обществе потребления. Не надо думать, что это только удовлетворение материальных нужд. Это жизненная философия, система ценностей, поле самореализации, в сущности – новая религия и идеология.
Потребление многими понимается ошибочно только как приобретение неких вещей, товаров и услуг. Но мы живем в мире символического потребления, и уже давно платим деньги не за вещи – а за имидж, за знаки самоидентификации, за чувство принадлежности.
В обществе потребления товаром являются не только одежда, автомобили и технические новинки, но и искусство, здоровье, личное время и социальный статус, а порой и собственная жизнь
Эта система обладает целостностью, сравнимой с целостностью религиозного или философского учения – она говорит человеку, каковы цели его жизни (повышать уровень потребления и уровень жизни), объясняет, как этого достичь (экономически эффективная карьера), предлагает свою картину мира (все объясняется в терминах покупки-продажи и выгодности-невыгодности) и шанс на индивидуальное счастье (мы все строим мир, где каждый имеет шанс на успех). При этом аргументы системы просты и понятны всем. Если далеко не все хотят  жить ради светлого будущего, мира во всем мире или приближения к Богу, то большинство хочет жить завтра лучше, чем сегодня? Иметь просторное жилище, красивую одежду, удобные вещи.
Покупая дорогие автомобили, посещая престижный клуб и надевая эксклюзивную одежду, человек покупает имидж и статус. В этом заключаются новые формы самореализации.
Когда-то индивидуальность была результатом ума, характера и личностных усилий, теперь ее проще купить. Сегодня за вас все скажет лейбл на сумочке, марка сигарет и название ресторана, в который вы ходите. Происходит фетишизация предметов потребления.
Причем заявлять о себе каждый день можно по-разному – сегодня ты гламурный обитатель ночного клуба, завтра – спортивно экипированный путешественник, послезавтра – деловой яппи. В «обществе спектакля» каждый одновременно и зритель, и актер. Возможность жить, играя и самоутверждаясь, а вовсе не примитивный культ материального достатка, делают такую жизнь столь привлекательной.
Сегодня человек – это то, что он покупает.
Духовные основы общества потребления
Идеология общества потребления строится на лжи.
Допустим, ложь в экономике – деньги не обеспечены. Когда в свободном рынке торгуют реальными ценностями, такой рынок никогда не обрушится. А вот когда начинают торговать символами, эквивалентами, причем, идут на все для того, чтобы заработать больше, то тогда экономика становится не реальной, а спекулятивной, виртуальной экономикой. Той экономикой, которая рано или поздно приходит к развалу. Финансовый кризис – это прежде всего кризис духовный, это отражение огромного разрыва между экономикой и нравственностью. Государство должно вкладывать деньги, чтобы спасать спекулятивную экономику. А деньги откуда? От тех, кто производит реальные ценности, то есть от налогоплательщиков. Получается, что происходит узаконенное воровство на государственном уровне. К честным гражданам залазят в карман и незаконно забирают у них деньги тем, что девальвируют деньги, обесценивают их, поднимают цены и т.д.
Далее, ложь общества потребления в идеологии заключается, прежде всего, в стремлении убить совесть.
Аксиома общества потребления – не существует никакого греха! Хватит преследовать людей. Пришло время освободить их от чувства вины — идет ли речь о взаимоотношениях полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей.
Все современная массовая культура (и точно так же культура, претендующая на утонченность) за редким исключением ведет широкомасштабную наступательную войну против остатков «виноватой совести».
На смену тирании совести должен прийти гедонизм без комплексов, без каких-либо попыток его подавления.
Нет ничего страшнее совести, всегда уверенной в своей правоте. Известно, что против христианского догмата о первородном грехе, против идеи «падшей человеческой природы», утратившей свою первозданную невинность, активно выступили в свое время философы эпохи Просвещения.
Современный выбор, в лучшем случае, заключается в сопротивлении злу с запрещением определять, что есть добро. С помощью тысячи акробатических фокусов либерализм совершает упразднение добра. Цель человечества – не достижение идеального добра в будущем, а меньшее зло. Как минимизировать зло, а не как осуществить добро. Достаточно призрачное, это меньшее зло становится заменой добра.
Зло становится все более организованным. То, что было в минувшем веке – большевизм и нацизм, – только прелюдия. Благодаря новейшим техническим средствам оно может сразу войти во все дома в любое мгновение, с любым непотребством. И все более за этой организованностью ощутимо присутствие того, кто организует его. Зло становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность. Оно становится все более обыденным, и все меньшее встречает сопротивление.
Через борьбу с совестью достигаются следующие задачи.
Пресечение передачи религиозных и культурных ценностей, что бы установить свои. Их можно назвать – свободой в кавычках.
В стремлении к комфорту уже раздражает сама мысль о том, что нужно брать на себя бремя ближнего, любить, помогать, жертвовать. Вместо этого – потребить, уничтожить, использовать.
Разрушение авторитета религии, базисных ценностей, допустим, семейных ценностей (ювенальная юстиция).
Вера становится духовным десертом, такая потребительская психология. Вспомним Каина, который, убил брата и отвечает Богу – «разве я сторож ему»?
Формирование языческого, магического сознания.
Через современную культуру развить в человеке способности общения с падшим миром духов.
И через это лишить человека благодатного покрова, как следствие, подчинить демонической духовной среде. Мир становится огромным жертвенником, на который приносятся жертвы языческим богам.
Либерализм и язычество – одно и то же. Потому что и в либерализме и в новом язычестве поклоняются человеческому греху и человеческим страстям.
Светский гуманизм вполне можно рассматривать как религию, где предметом поклонения является сам человек со своими страстями. И он стремится к тому, что бы обожествить себя.
Современное общество ищет не Бога, а абстрактное знание.
Самое главное то, что в современной культуре для Бога вообще не остается места.
Рассмотрим, как происходит разрушение национального культурного архетипа.
Как происходит ломка приоритетов в культуре?
Образы
Авторитет, идеал (образ доброго и хорошего) наделяется отрицательными чертами, качествами. (Главный герой – бандит, зритель ему сочувствует, или история про добрых вампиров и плохих вампиров). Кино-герой, как правило, бывает с заранее заданной моделью поведения. Детям сегодня нравится Бармалей, Карабас Барабас, Кощей. Они играют за вампиров, серийных убийц и т.д.
Навязывается модель неуспешного, девиантного поведения. Такой асоциальный тип неудачника. Все это направлено на то, что бы не появились храбрые и пассионарные.
Навязывается стереотип внешности и поведения, и  этот стереотип безрезультатно искать в реальной жизни. Несмотря на разнообразность форм, навязывается единообразие. Достаточно полистать модный журнал и увидеть что все модели на одно лицо в одном образе, и образе, кстати, лишенном материнства. (Допустим, образ Барби и Кена).
Различными субкультурами, направлениями моды, творческие силы расплескиваются, вводятся в заблуждение, тратятся не туда и не на то, человек отводится от жизни с Богом. Что предлагается: сегодня юбки узкие, завтра широкие, короткие, длинные, ботинки узкие с острыми носками, трехдневная щетина, голый живот с пирсингом, джинсы с дырами, синяя помада, черные ногти. Большинство людей становятся частью этих манипуляций с сознанием.
Авторитетами для подражания становятся музыканты, кутюрье, спортсмены. Они учат жить, хотя порой сами не могут связать и двух слов.
Быть «с приветом» сегодня – это нормально и даже является образцом для подражания. Такой массовый психоз, в моде – истеричность поведения.
Реклама несет не только информацию о товаре, но навязывает модели поведения: «кто пойдет за клинским», и «трое мужиков – в экстазе от йогурта», «ты этого достоин». Реклама вводит в лживый мир и приучает жить этой ложью.
Если провести анализ выпусков новостей, то можно увидеть тоже однообразие сюжетов. Основной фон, конечно,  негативный.
Вообще, это одна из задач создать в душе муть и фон, ввергнуть в состояние уныния, депрессии, травмировать психику. Увести от внутренней концентрации и собранности.
Сейчас нет аншлага в театрах, поэзия, живопись не популярна. Искусство, которое было аналогом прекрасного, сегодня прекрасно справляется с другой ролью.  Вот что Аристотель писал об искусстве: «В искусстве должен быть катарсис – в результате трагедии душа поднимается над злом страданиями». Искусство должно призывать выйти из замкнутых рамок самости. Подняться над собой, суетой, увидеть и понять идеалы.
Что сегодня читают? Беллетристику, что бы отвлечься. Не для того, что бы пропустить через душу, осмыслить и пережить.
Пол, семья
Смена половых ориентиров выдается за норму, происходит омужествление женщины и женоподобие мужчины. Попытка подчинить мужскую природу женской. У женщин в моде сегодня образ стервы, даже не вампирши, как в 90-х, где была хоть какая-то романтика. У стервы – холодный расчет и твердая хватка.
Беспорядочные связи, пробные браки, в итоге болезни, бесплодие, аборты, опустошенность.
Вместо семьи как духовного единства предлагается партнерство. Если в отношениях отсутствует стыд, романтика, тайна, то остается только безблагодатная плоть. В другом человеке уже видится не образ и подобие, а кусок мяса. Плоть ищет совершенства плоти. А совершенство без любви приводит к цинизму.
Такими плодами современной культуры создается нервная деструктивная обстановка, мелких управляемых конфликтов, творческая энергия народа погружается в пучину бытовых свар и склок, блокируется развитие культурных и производительных сил. Люди, слабые к противостоянию, запутались, устали, потеряли смысл жизни. Индивидуальное начало сделало людей слабыми и одинокими. В итоге такими людьми легко управлять.
К чему же мы катимся и что нас ждет впереди
Ради чего создается новая идеология, в которой перевернута система координат?
Сатана создает свое общество. Новый сверх человек ослепнет настолько, что будет думать, что он бог.
В оккультных течениях можно прочитать о конечной цели – в новом обществе не будет ни любви, ни сострадания, ни братства. Новые люди создадут рай земной с помощью высвобождения сексуальной энергии и научного подхода. Создадут расу гениев.  У Штайнера,  допустим. Есть эта идея сверх людей шестой расы  и в разной другой оккультной литературе. И вот эта раса получит власть над всем остальным человечеством. Тут, кстати, эта идея перекликается с идеей о золотом миллиарде.  В безумных мечтах оккультного движения New age говорится о  е-существах, у которых мозг заменен компьютером. Они будут странствовать в чужих мозгах, совершать покупки на складах живых органов. Забарахлил орган, пошел, поменял и живи себе дальше. Такая демоническая мечта – жить вечно с раем на земле.
В основных постулатах того же движения New age – открыть в себе Бога. Вспомним, что говорил сатана в эдемском саду – «вы будете как боги».
Сколько вокруг нас различных техник по изменению состояния человеческого сознания: гипноз и самогипноз, медитация всевозможных видов, разные формы йоги, экстатический танец, магические ритуалы, семинары по раскрытию третьего глаза, какая нибудь пирамидология, применение кристаллов, астрология и «контакты» с духами, языческие ритуалы, шаманские камлания, и разный другой бред; все это направлено на достижение одной цели  – подготовить сознание, тип мышления к религиозной структуре будущего мира. Мира с одним общим языком, одной денежной системой, одним мировым правительством, одной религией и единым разумом и желанием. Каким желанием?  Поклонение себе и обожествление себя без Бога.
Библия
Суровая кара ожидает человека, возомнившего, будто он – Бог. В Книге Исаии (43-45) Бог вновь и вновь повторяет: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45, 5). В Книге пророка Исаии (Ис. 47, 9-10) в адрес людей, претендующих на божественность, сказано следующее проклятье: «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твое, говорила: никто не видит меня. Мудрость твоя и знание твое – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоем: я, и никто кроме меня».
Пророк Иезекииль категорически осудил людей, претендующих на божественность: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим» (Иез. 28, 1-2). «Вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых» (Иез. 28, 7-8).
Апостол Павел в своем послании к римлянам однозначно указывает, что падение человечества произошло не в результате недостатка методов совершенствования сознания, а «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3, 23). Падение касается отношений между человеком и Богом. Его нельзя исправить посредством «психотехнологий» и совершенствования сознания.
Проблема человечества коренится не в невежестве, а во грехе: Еккл. 7, 20; Мф. 15, 19.
Человечество получает прозрение относительно греха светом Божественной благодати: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4,16),  и искупительным подвигом Христа «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (2 Кор. 5, 17-21).
Церковь
Христос Спаситель создал Свою Церковь, она вооружает нас острым, сфокусированным отношением к теме добра и зла. Если человек живет в духовной атмосфере, у него очень обостряются все рецепторы, которые быстро помогают распознать популизм, ложь, помогают отделить зерна от плевел, понять, где сигналы, а где шумы.
Информационное пространство, которое сегодня обрушивается на нас, – это на 90 процентов шумы.
Зло все более возрастает в мире и будет возрастать. Однако заблуждение думать, что это освобождает нас от главного выбора или делает этот выбор как бы независящим от нас. Живая рыба способна плыть против течения, а дохлую и полуживую сносит потоком. Необходима крепкая вера и воля к сопротивлению.

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Янтиковский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •