Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Слово митрополита Савватия накануне дня преставления святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Тихон - это святитель, на которого лёг огромный груз и ответственность, потрясения и гонения.  Он был избран в 1917-1918 году на Всероссийском Поместном Соборе в Москве. Пока Собор продолжался, успели свергнуть царя и временное правительство. А заканчивался он уже при большевиках, тогда, когда Кремль стали обстреливать из   пушек. Первые смерти уже начались, первые мученики появились. И вот именно в это тяжелое время святитель Тихон был избран на Патриаршую кафедру, на Патриарший престол.

После октябрьского переворота началась гражданская война.  Духовенство оказалось в местах, где находились белые войска, белая армия. А кто-то был и под красными. С кого, в первую очередь, начался красный террор? Не только с помещиков и богачей.  Многие богатые, кстати говоря, успели сбежать на пароходе, их отправили. Царя, царскую семью арестовали,  остальные из портов Одессы уходили на пароходе в Константинополь, сейчас это Стамбул. Так началась первая эмиграция, первая волна эмиграции.

А священники по большей части оставались с народом.  Были, конечно, и те, кто проявил малодушие, отрёкся от Христа. Но таковых было очень-очень мало. Большинство оставалось с прихожанами. О тех зверствах, которые творили красные, большевики в храмах, и говорить страшно. Они начались сразу с приходом советских властей. Красный террор…   И вот святителю Тихону пришлось всё это пережить. Он встал во главе Церкви, но его, как святейший рассказывал в своём обращении, лишили вообще всякой возможности управлять Церковью. Он был под конец своей жизни заточён в Донском монастыре. То есть находился как бы под домашним арестом. Его не выпускали в Москву даже. Людей к нему не подпускали, не давали возможности служить. Но, когда святитель Тихон преставился, в день его похорон, в Москве собралось больше миллиона человек. Об этом нигде исторических свидетельств в советских официальных хрониках не написано. Больше миллиона людей пришло проститься со святителем Тихоном.

Вообще вся его жизнь наполнена трудностями исповедничества.  Когда он только-только стал архиереем, его отправили в миссию – распространять христианство среди алеутов, так называли тогда народности, которые жили на Аляске. Тогда Аляска уже принадлежала Соединенным Штатам Америки, но, тем не менее, не запрещалась проповедническая деятельность. И святитель Тихон проповедовал христианство. Среди этих народов до сих пор живо православие. Люди, которые живут там, на Аляске, проповедуют христианство. А знаете, как их зовут? Иванами да Марьями всех. Они до сих пор Иваны, Николаи. Святитель Тихон основал эту церковь, американскую церковь, понимаете?  И его люди там очень сильно почитали и до сих пор помнят. Именно святитель Тихон основал Православную церковь в Америке. С проповедью христианства он прошёл эту землю с севера Аляски до центральной Америки, дошёл до Манхеттена. И все его там любили и слушали. Он выучил языки, он хорошо говорил на местных алеутских наречиях. Но не только. Он выучил английский. Разговаривал с американцами на их языке, естественно, знал и французский. Это был великий человек.

Его призвали в Россию уже незадолго до революции. Никто не собирался избирать его Патриархом. Потому что много было фаворитов, которые претендовали на то, чтобы стать патриархом.  И вот старец одного из монастырей потянул жребий. И выпал жребий на святителя Тихона.  Сохранились кадры кинохроники, на которых святитель Тихон совершает службу. У него был такой духоносный взгляд, он весь светился. Но при этом внешне он был невзрачный, скромный, невысокого роста. А рядом стояли такие представительные великие проповедники. Но Господь избрал именно святителя Тихона. Казалось бы: ну какой из него Патриарх? Никто его всерьез вообще не рассматривал в этом качестве.  А он только с виду казался хрупким, а внутри оказался как будто сделанным из стали. Непоколебимым. Его столько раз вызывали в ЧК,  чрезвычайную комиссию,  ему угрожали, что расстреляют.  Но боялись. Поскольку люди тогда ещё помнили, они ещё не отошли от Христа, не отошли от церкви. В большинстве своём народ был верующий. И оставался им до Великой Отечественной войны. Старались власти искоренить православие, но всё равно верующим оставался народ.

Святителя Тихона и в тюрьму посадили, держали его в застенках, но он не сломался. И расстрелять его боялись. Боялись народного гнева. Единственное, к чему они склонили святителя Тихона – к тому, что он распространил свой Указ о том, что мы признаём советскую власть. А что оставалось делать? Уходить в подполье? Тогда бы действительно не было Церкви. И вот святитель Тихон незадолго до этого в своей проповеди говорил о том, что церковь вне политики, для церкви не имеет значения, кто стоит во главе государства. И какая власть, и какой строй на самом деле. Это было ещё до революции.  Он просто вынужден был признать советскую власть, потому что понял, что она надолго, скорее всего, очень надолго.

И святителя Тихона за это начали критиковать архиереи, которые к тому времени уехали из России. Много архиереев покинуло Россию так же, как богатые эмигранты, через Одессу в Константинополь. Потом из Константинополя они перебрались в юго-восточную Европу. Собрались на территории нынешней Сербии, бывшей Югославии. Там состоялся Собор, где объявили, что теперь Русская Православная Церковь находится в изгнании, назвали её РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей).  Патриарха Тихона осудили за то, что он признал советскую власть. И потом этот раскол длился долгое время в советские годы. Мы называли их карловчанами, потому что это Собрание состоялось в Сремских Карловцах в Сербии, на территории Югославии. А они нас называли сергиянами, поскольку после Патриарха Тихона, после его преставления, местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Пётр Полянский, которого сослали, и он преставился в ссылке. За ним были еще святители, которых тоже арестовали. Остался лишь только митрополит Сергий Страгородский, и он был заместителем местоблюстителя до 1943 года, пока не стал Патриархом Всероссийским. Это произошло в годы Великой Отечественной войны, когда Сталин смягчил политику и признал русскую православную церковь. И тогда святитель митрополит Сергий Страгородский стал Патриархом Московским и Всея Руси. Уже через год он преставился, и следующим Патриархом у нас стал Патриарх Алексий I (Симанский), который был им вплоть до 1971 года.

Что пришлось претерпеть святителю Тихону, нам не известно.  Вот как святейший Патриарх Кирилл об этом говорит: «Он молился. Но не видел хоть каких-то признаков того, что придут прежние времена. Когда церковь будет не гонима». За то время, пока святитель Тихон был Патриархом, были убиты миллионы людей. Официально по советской истории считается, что гражданская война закончилась в 1925 году победой красных. Так вот, с 1917 по 1925 год по разным оценкам (они разнятся), погибло на гражданской войне от 10 до 20 миллионов человек. Это как в Великую Отечественную войну. От 10 до 20 миллионов человек! Многие были действительно убиты. Убиты бандитами и разбойниками. Даже не властью, а бандитами и разбойниками. Которые, прикрываясь «красной» властью, называя себя «красными», врывались в дома, обворовывали обычных крестьян. Под видом продразвёрстки приходили «красные» партизаны, изымали коров, овец, зерно, а потом ещё официально советская власть начала изымать. Начался голодомор. Голод был не только на Украине, он был фактически по всему Советскому Союзу. Он затронул всё наше Поволжье, до Урала, до Казахстана дошло. По общей оценке, где-то 10-20 миллионов за это время погибло.

Когда я был молодым человеком, учился в школе, никто из нас даже представить себе не мог, что будет так же, как при царской власти.  Все официально были атеистами. Тайком крестились, тайком ходили в храм, яйца красили, но официально все были строго безбожниками. И поэтому казалось: всё, люди уже не вернутся к церкви. Мне лично так казалось.  Ну вот что, вот эти, думаю, бабушки, которые в церковь ходят, они умрут – и всё! И никого не останется. Нас, молодежи, здесь была жалкая кучка из нескольких человек. Кто из нас был здесь?  Вот такая была небольшая группа молодежи, которая правдами и неправдами ходила в церковь. Отец Киприан, сейчас он служит в Марпосадском районе, в Кушниково, он был. Отец Николай Мазиков, он какое-то время во Введенском соборе был настоятелем. Наш отец Алексей Кошкин был. Сейчас покойный отец Николай Семёнов.   Потом я, естественно. Отец Сергий Карлинов тоже принадлежал к нашему сообществу, он сейчас в Новочебоксарске служит священником. Все мы стали священниками. Были и девушки.  Одна из них сейчас регент в храме «Взыскание погибших», Марина Алексеевна Берман. Потом были ещё будущие жены священников. Мы уже, конечно, сейчас не молодые. А казалось: всё, останется церковь на нас, а нас маленькая кучка.   Да нет, оказалось. Наступил 1988 год, архиерейский Собор, посвященный 1000-летию Крещения Руси.  И такое было ощущение, что просто плотину открыли.  Люди обратно пошли в церковь. И вот мы с вами здесь собрались. Кто думал об этом в те годы гонений? 100 лет назад святитель Тихон надеялся на это, молился об этом. И Господь привел всё в обратное состояние спустя лишь 70 лет. У Бога своё время.  А у нас время своё. 

Мною особо почитаемый исповедник, современник святителя Тихона, это архиепископ Вениамин (Новицкий). Архиепископ Чебоксарский, который преставился в 1976 году. Он здесь похоронен, во Введенском соборе. Каждый раз вы видите его фотографию, когда входите в храм.  Он тоже прошёл лагеря и ссылки.  В 1970-х годах, по воспоминаниям очевидцев, всех, кто с ним встречались, когда он служил на Иркутской кафедре, а потом здесь, в Чебоксарах, в Лавре, куда он ездил, он всё время говорил о том, что гонения ещё, наверное, будут. Ничего никуда не делось. Все коммунисты находятся при своих местах. Настолько много было пережито трудностей и бед, что эти страдания никуда не делись. Наши святители жили с этими страданиями. Это был митрополит Мануил Лемешевский, который тоже у нас был архиепископом, позднее служил в Куйбышеве (теперь Самара). Он пережил все эти страдания. Его мучили в застенках НКВД.   Этот ужас пережитый никуда от них не ушёл, конечно же. Они исповедники. Но они ещё и люди. И то, что им пришлось пережить, никуда от них не ушло. Это был ужас, через который им пришлось пройти. Казалось бы, всё, нет выхода. Никакого! И наш владыка Вениамин так и говорил, что выхода нет. А оказывается, нет, всё в руках Божьих. Мы с вами в церкви. Никто нам не запрещает приходить в храм. Да, некоторые смеются над нами. Некоторые говорят про нас: «Вот чудак человек. На дворе 21-й век, а он в церковь ходит». Всегда безбожники так говорили. Ещё 3 тысячи лет назад святой Давид псалмопевец в одном из своих псалмов сказал: «Сказал безумец в сердце своём: нет Бога». Ничего нового!  Каждый раз безумцы, которые говорят, что нет Бога, смеются над теми, кто в Бога верует, кто почитает, кто следует за Ним, кто старается жить по Евангелию.

20 июня 2025 года к нам привезут мощи святителя Тихона. В советское время, из уст в уста, по так называемому сарафанному радио, от архиерея к архиерею передавали, что никто не знает, где похоронен святитель Тихон. Знаете, почему? Святителя Тихона похоронили в Донском монастыре. Спустя какое-то время власти для того, чтобы люди не почитали святителя Тихона и не сделали из него святого, пришли к месту, где был похоронен святитель Тихон, и раскопали могилу. А она оказалась пустой. В ней не оказалось гроба. Они закопали могилу, место сравняли с землей, Донской монастырь закрыли. Он долгое время был закрыт. И в советское время мы были просто уверены, что мощи святителя Тихона никогда не найдутся. И вот, после того как Донской монастырь открылся, спустя какое-то время, после прославления памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, свершилось чудо. Нашлись мощи.  В том же месте. Но похоронены очень хитро. Когда «красные бандиты»  вскрыли могилу, там ничего не нашли. А останки были захоронены очень хитрым образом. Так что никто найти не мог. А тут оказалось, что мощи там находятся. Патриарху Алексию II доложили, он велел разобраться. И всю ночь там доставали мощи, к утру извлекли гроб со святителем. Оказалось, что все абсолютно цело. Вот как его похоронили, так он и лежит. Единственное, у него были панагия и крест, как у всех архиереев, они были костяные. Из кости и из дерева. Дерево истлело, кость тоже истлела. Цепь осталась.  А облачение – целое. Он лежал так, как его похоронили. Причем сохранилась опись, в чём его хоронили, в ней было зафиксировано, какие поручи, облачение было на нём, драгоценное. И точь-в-точь так и было, действительно. Когда открыли лицо, стало ясно, что это Патриарх Тихон. Вот так его мощи обнаружились спустя десятилетия.   Ничего не бывает без воли Божией. Я помню, Патриарх Алексий не раз рассказывал эту историю.

                                 Слово митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия

           накануне дня преставления святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси 

                            Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

                                                              г. Чебоксары

                                                             6 апреля 2025 г.

 

Дата публикации: 06.04.2025

ВКонтактеМой МирОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • ФЕОДОCИЙ епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •