Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Слово митрополита Савватия перед Таинством Покаяния

      Дорогие братья и сестры!

Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы принести покаяние перед Богом. Грех – это, что отдаляет человека от Бога. Когда мы совершаем грех, не Бог отдаляется от нас, но мы сами отдаляем себя от Бога. Чем больше мы грешим, чем меньше мы стараемся жить в Боге, тем дальше мы от Него отлучаемся. Грех изменяет природу человека. Грех делает человека духовно, а также и телесно больным. И часто, бывает, мы совершаем такие грехи, которые, казалось бы, невозможно никак и никогда замолить. И грех наносит такой ущерб духовному здоровью, что кажется, никогда уже невозможно приблизиться к Богу. Но покаяние и таинство исповеди даровано человеку именно для того, чтобы Господь простил нам с вами наши грехи, чтобы Господь возвратил нам прежнее достоинство, которое мы утрачиваем в результате грехопадения. Казалось бы, если человек находится в постоянном грехе, он уже забывает о Боге, казалось бы, он полностью ожесточен, но в покаянии и исповеди происходит такое чудесное исцеление, что человек вновь становится таким, как будто бы и не грешил. Вот в этом, дорогие братья и сестры, все величие таинства исповеди. В этом и все величие покаяния. Кто может исправить скрюченное дерево? Казалось бы, чтобы дерево было ровным, садовник специально подрезает ветки, исправляет его, чтобы оно росло прямым. Но если дерево растет без присмотра, оно перестает приносить хорошие плоды, становится скрюченным, так что даже невозможно его исправить. Вот таким, подобным скрюченному дереву, человек становится в результате своей греховной жизни, в результате постоянного забвения о Боге. Но вместе с тем, чудо заключается в том, что это скрюченное дерево становится вновь прямым, и человеку снова дается шанс жить правильной, праведной жизнью рядом с Богом и вместе с Ним.  Вот это великое таинство и великий дар, который дарован нам Богом. И грех не пользоваться этим даром. Каждый из нас должен понимать, что нет греха непрощенного, кроме нераскаянного. Человек, если он раскаивается в своих грехах, всегда получает прощение от Бога. Недавно мы слушали евангельское чтение о блудном сыне. Когда блудный сын отдалился от отца, взял причитающуюся ему часть имения и просадил это имение, растерял и вместе с этим утратил все привилегии, которые были у него, как у наследника. И, когда наступил голод в стране, он опомнился и сказал: «Встану, пойду к отцу моему, сколько у него наемников избычествует в хлебе, стану у него наемником, попрошусь в число наемников, скажу: «Отче! Согрешил я перед тобой и перед Небом, и уже недостоин называться сыном твоим, но возьми меня в число наемников твоих!» И вот, когда он возвращается, отец видит его издалека, и выбегает к нему, и прижимает его к груди. Лишь только сын успевает сказать: «Отче, я согрешил перед тобою и перед Небом и уже недостоин называться сыном твоим»… Посмотрите: это образ Небесного Отца, Образ Бога, который, не слушая своего сына до конца, распоряжается дать перстень ему на палец, а это знак свободного человека, наследника, и дать обувь ему на ноги, что означает, что он не раб, но свободный человек, и возвращает ему сыновнее достоинство! Стоит человеку только захотеть и покаяться в своих грехах…

Человек, к сожалению, после грехопадения не может не грешить. Как бы мы ни надеялись на свои собственные силы, нам с вами наши страсти, испорченность греховную без помощи Божией, без благодати Божией не победить. Именно для этого нам дается время Великого поста. Для покаяния, для того, чтобы мы опомнились, осмотрелись, и для того, чтобы собраться нам здесь всем и сказать: «Помилуй мя, Господи, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».

Я буду проходить сегодня с вами общую исповедь по десяти заповедям Моисея.

Первая заповедь гласит: «Я Господь Бог Твой, да не будет у тебя других богов перед Лицом Моим кроме Меня». Эта заповедь повелевает веровать в Бога и почитать Его. «Да не будет у тебя других богов, кроме меня».

Согрешили: маловерием, неверием, сомнением, отчаянием, надеждой на себя и на людей больше, чем на Бога, или излишней надеждой на милосердие Божие, забвением о правосудии Божием, нераскаянностью.  Часто мы страдаем маловерием. Мы веруем, но как-то недостаточно. Да, мы знаем, что Бог есть, мы думаем, что Он слышит нас, но за повседневностью жизни мы как бы забываем о Нем, не ходим перед Богом. А все Священное Писание, начиная с Ветхого Завета, говорит нам о том, чтобы человек ходил перед Богом. То есть каждый шаг, каждый поступок, который совершаешь, даже если наедине с собой, ты совершаешь перед Богом, перед Его лицом. И об этом каждый человек должен помнить. Для этого человеку дается совесть. Но дело в том, что она как раз и заглушается нашими грехами. И со временем человек начинает думать: Бог милосердный, Он меня все равно простит. Это излишняя самонадеянность. Излишняя надежда на милосердие Божие. Невозможно, чтобы Бог простил то, в чем мы не каемся. Если человек заболел, и не хочет исцелиться, его невозможно вылечить. Потому что и врач далеко, и до него надо еще добраться. Невозможно, чтобы Бог силой простил человеку грехи. Человек должен осознать свой поступок. Когда мы воспитываем детей, мы стараемся, чтобы ребенок осознал, что он сделал плохо. Наказание и для родителей, и для ребенка – для того, чтобы ребенок понял, что он поступил неправильно. Если же он не понимает, то вырастает в результате инфантильным эгоистом.

Нераскаянность в грехе или излишняя надежда на милосердие Божие пагубны также, как и неверие. Часто приходят на исповедь и говорят: грешная я, Бог меня простит. И священнику приходится работать с этим человеком, чтобы он понял, что пришел не с тем настроением, что надо приходить на исповедь, чтобы осознать глубину своего грехопадения.

Согрешили: непокорностью воле Божией, непокорностью распоряжениям Промысла Божия. Иногда нам кажется, что, если я вот так поступлю, именно так будет правильно.  Часто мы надеемся на людей и на себя больше, чем на Бога. Мы думаем, что люди могут помочь нам исправить ту или иную ситуацию. Только в результате многолетнего опыта мы начинаем понимать, как прав был псалмопевец Давид, который говорил: «Не надейтесь на князей и на сынов человеческих, потому что в них нет спасения». Потому что все мы люди. Больше надейтесь на Бога и полагайте на Него упование. Он нас никогда не посрамит. Не посрамит нашего упования.

Согрешили: человекоугодием и пристрастною любовью к людям, твари, вещам, занятиям. Нежеланием и небрежением раскрыть в себе память о Боге и воле Его, о вере, о благоговении к Нему и страхе перед Ним, надежде на Него и преданности воле Его и послушании Ему, любви к Нему, стремлении к Нему всем существом и ревности о славе Его. Согрешили: богоотступничеством, неимением любви к Богу, сомнением в существовании Бога.

Прости нас, милосердный Господи!

Иногда, дорогие братья и сестры, перед тем, как согрешить, человек стоит перед выбором – стоит так поступить или не стоит. И вот человек начинает успокаивать совесть, потому что ему хочется согрешить. И вот он говорит: «А кто его знает, Бог есть или нет. Может, его вообще нет, а здесь и сейчас можно поступить вот так. Ведь все же говорят, что Бога нету». Вот это сомнение часто подкрадывается к людям. Практически ко всем, в том или ином виде. И это сомнение в Боге присуще современному обществу. Человек часто в чести забывает о Боге полностью. Когда у него есть здоровье, когда у него много имущества, ему кажется, что он всесильный, что он влиятельный, что он многое может изменить в этой жизни, что его никто не может наказать. Наступает состояние вседозволенности. И человек забывает о Боге напрочь. Это люди, о которых святой псалмопевец Давид говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». То есть человек, когда он в чести, становится неразумным, он становится похожим на скотину. Когда у человека много власти и много богатства, много влияния, он часто, действительно, становится похожим на скотину. Почему многие богатые люди ведут себя так, как рассказывают различные паблики? Да потому что они думают, что им позволено больше, чем всем, потому что они думают, что они хозяева, властители этого мира. Но и мы тоже с вами, дорогие братья и сестры, не особенно отличаемся от них. Немножко нам дай власти над другими людьми, и сразу же мы показываем свой отвратительный характер. Вот человек сидит в паспортном столе, у него – власть. Или в регистратуре сидит. Или контролером – билеты проверяет. Он уже – большой начальник. Смотрит на всех сверху вниз. Часто бывает? Часто. Мы даже за собой такого не замечаем. Чуть-чуть нас поставили начальником – и мы уже большие люди!

Прости нас, милосердный Господи!

Вторая заповедь. Подобная первой, является продолжением первой заповеди.  Вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира, и никакого подобия того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им».

Здесь говорится в первую очередь, конечно же, о язычестве. О тех людях, которые верили в языческих богов. Это наши предки. Чуваши, которые поклонялись различным священным дубравам, киреметям. Это наше языческое прошлое. Кстати говоря, оно сейчас пытается вернуться к нам. Эти рунические пути, руны древние, которые, якобы, были у чувашей, и прочее. Вот в санатории «Чувашия» - посмотрите, сколько там этих истуканов. Это всё искусственно придумано. Это грубое язычество. А Господь Бог говорит, что Он - единственный, кому нужно, необходимо кланяться. Всё остальное – от бесов. Псалмопевец Давид говорит: «Все истуканы есть языческие бесы. Они глаза имеют, но не видят, уши имеют, но не слышат. Руки имеют, но не могут трогать, осязать. Всякий, кто поклоняется им, подобен безумцу». И поклоняются на самом деле не этим истуканам, а бесам. Любое поклонение другим богам - это есть бесовское служение.     

Но помимо этого, дорогие братья и сестры, у нас имеются еще грехи, которые присутствуют в жизни многих православных христиан. Я сейчас перечислю эти грехи, и вы подумайте, какое это имеет отношение к идолопоклонству. И я вам объясню.

Согрешили: гордостью, тщеславием, самолюбием, сластолюбием, корыстолюбием, лицемерием, чревоугодием, объядением, сладострастием, раболепством духу времени и мирским обычаям, человекоугодием, согрешили против совести с нарушением заповедей Божьих, пьянством, тайноядением. Всё это - поклонение идолам.  Как ни странно! Вот я сейчас сказал «пьянство». Ведь когда для человека бутылка алкоголя становится чуть ли не кумиром, так кумиром она фактически и становится. То же самое - объядение, когда пища становится предметом поклонения.

Но самое главное, в наше нынешнее время, когда считается, что хороший человек - это успешный человек, когда он сделал карьеру, достиг различных высот. Главное – сам человек, его личность. Когда человек своё собственное «я» ставит превыше других интересов, фактически самого себя ставит на место Бога, вот это и есть гордыня. Гордыня и гордость. Это страшные грехи, это бесовские грехи. Гордыня разрушает семьи. Когда каждый сам по себе, муж сам по себе, жена сама по себе, когда каждый подчиняет своей воле другого человека, в такой семье невозможно достойно воспитать  детей. Мама в этом случае, например, воспитывает дочку и говорит: «В первую очередь для тебя авторитет - это твоя мама. А мужья и другие будут. Подумаешь, этот муж не подойдет, за другого замуж выйдешь. Мужья еще будут. А самое главное для тебя - твоя мама и твои дети». Казалось бы, правильное размышление. А что здесь неправильного? Да в том-то и дело, что человек как раз думает, в первую очередь, о себе, а не о других, и воспитывает это в своем ребенке.  «Есть у тебя собственная гордость? Почему ты ему так не сказал? Почему ты ему не ответил? Есть у тебя собственная гордость? Почему ты ему в челюсть не съездил? Почему ты его не избил в ответ?» Когда человек свой собственный успех ставит превыше всего, этот человек для общества становится непригодным. Потому что он не живет интересами общества, и интересами семьи тоже. Он семью ставит в подчиненное своим интересам положение. Все окружающие должны поклоняться его собственной самости. И в этом беда. Вот почему у нас семьи часто распадаются. Потому что каждый думает сам о себе. Когда муж вместо того, чтобы бежать с работы помогать супруге с маленьким ребёнком, идёт с друзьями. И потом обижается на жену и говорит: «Я из-за тебя с друзьями не могу сидеть, а почему я должен памперсы менять и ночью сидеть с нашим ребёнком? Ты, женщина, должна сидеть». Или женщина: «Я тебе отдала все самые свои лучшие годы, я бы лучше сейчас закончила университет с красным дипломом и была бы как моя подружка, начальником отдела…» Когда человек свои собственные интересы ставит во главу угла, тогда распадается и семья, и общество. Вот сейчас, к сожалению, это беда всеобщая, когда человек не может жертвенно служить. А в первую очередь, дорогие братья и сестры, пример жертвенного служения нам подал сам Господь наш Иисус Христос. Разве не так? Он самого себя отдал, свою собственную жизнь. Самое дорогое, что у него есть на земле,  -  собственную жизнь - он отдал людям. Понимаете? И каждый, кто следует за Христом, должен понимать важность жертвенного служения. От тебя не требуется, чтобы ты отдал жизнь. Но ты должен отдавать частицу самого себя, своего сердца окружающим людям. Ты иметь должен любовь к окружающим людям. Которой у нас, к сожалению, часто не хватает. Отсутствием любви согрешили мы.

Вот лицемерие, человекоугодие, опять-таки. Когда мы о первой заповеди говорили, то вспоминали,  что на человека больше надеемся, чем на Бога. И здесь то же самое.

Третий момент, дорогие братья и сестры. Это раболепство духу времени и мирским обычаям. Везде мы стараемся выглядеть лучше, одеваться получше, выглядеть более достойными, более благополучными и так далее. Это - раболепство духу времени. Есть такие люди, которые стараются быть постоянно в тренде. Кто-то сумочки меняет постоянно. У какой-нибудь дамочки полный гардероб прошлогодних вещей, но она не носит их, потому что это уже не в тренде.  У кого-то сейчас iPhone 14 Pro, но он уже мечтает об iPhone 15 Pro Max, желательно. Как будто бы он лучше работает. Как будто бы ты по нему лучше дозвонишься до своего ближайшего человека. Вот, дорогие братья и сестры, и это тоже является грехом. Это есть идолопоклонничество. Можно довольствоваться тем, что у тебя есть, радоваться. А сейчас нам этого не хватает. Наши предки, наши родители жили в трудные времена после войны. Если ты имел пальто, то слава Богу. Одно пальто! А у некоторых и пальто-то не было, нечего было носить. Ватник или шинелька какая-нибудь старая. Вот ты носишь эту шинельку и счастлив. Или валенки, латаные, перелатанные, не подшиты, стареньки…  И человек был счастлив. Имел кусок картошки, кусок хлеба. А сейчас нам этого мало. Нет, что ты? Какой там кусок картошки? Нам нужно, чтобы было повкуснее и получше. И вот человеческой жадности и алчности нет предела.

Прости нас, милосердный Господи.

Третья заповедь гласит: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе». 

Какие здесь грехи? «Не произноси имени Господа Бога Твоего напрасно». Божились именем Бога? Клялись именем Бога?   Клялись. Произносим такие слова: «Господи, да что такое?» Или: «Ей Богу, да я не делал этого». И так далее.

Согрешили богохульством, кощунством, божбою, клятвою, нарушением клятвы, проклинали себя и других, нарушением обетов, неуважением к благочестию и благочестивым людям, презрением, насмешками над ними, стыдливостью показаться набожным христианином, празднословием, произносили в поговорках имя Божие.

Вот очень распространенная поговорка. Многие из нас её используют попросту. «Бог не выдаст, свинья не съест»…

Часто мы за собою не следим совершенно. Ложные клятвы – это та же самая божба. Нам необходимо помнить об этом постоянно. Мы должны постоянно к Богу относиться с большим почтением.

Прости нас, милосердный Господи!

Четвертая заповедь. «Помни день субботний, чтоб освятить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему». Это ветхозаветная заповедь. Господь за шесть дней, за шесть больших периодов, сотворил мир и все, что в мире. И на шестой день Он почил от дел Своих и освятил его, и дал каждому заповедь, чтобы человек помнил день субботний, как день покоя. После того, как Господь наш Иисус Христос пришел на землю, пострадал, Он воскрес на следующий день после субботы. И таким образом Пасхальный день был перенесен на новую Пасху. И этот день начал называться по-русски «воскресеньем», а по-славянски «неделей». Итак, каждый из нас, православных христиан, празднующих новую, христианскую Пасху, должен почитать день воскресный, почитать, поскольку в этот день Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых. Именно по этой причине святые отцы и святая церковь учат, что каждый воскресный день каждый православный человек должен быть в храме. И желательно причащаться Святых Христовых Таин, соединяться с Богом, соединяться с Христом, и принимать в себя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. А если человек 2, 3 или 4 воскресенья пропускает без уважительной причины, то на такого человека раньше накладывалась епитимья. Вот сколько нас сейчас здесь собралось! И сколько из нас каждое воскресенье приходит в храм?..  Даже постоянные прихожане время от времени в храм не ходят, потому что мы считаем, что у нас очень мало времени, мы очень и очень заняты. Поразительно, как наши старики верующие на лошадях пахали, утром рано вставали, успевали все сделать и в храм ходили. А сейчас у нас и маршрутки, и автобусы, и такси, у многих собственные автомобили, у нас все есть для удобства. Сделай свои дела и приходи в воскресенье и помолись Богу. А мы не успеваем! А если честно сказать, чаще всего не приходим не потому что некогда, а потому что лень. Потому что времени попусту мы проводим очень много. Если бы мы это попусту потраченное время провели с пользой, мы бы свои дела давно бы уже переделали. А мы из-за нашей расхлябанности, лени, инертности очень много времени проводим впустую. Вот простой пример. Проснулся человек утром. Встать бы, привести себя в порядок, помолиться, позавтракать и идти на работу. Что делает человек? Не спеша раскачивается. Приводит себя в порядок, включил телефон, смотрит рилсы, короткие видео, читает новости, крутит ленту в контакте, в инстраграме… Сел завтракать. Позавтракал, налил кофе, и вот со стаканом полчаса висит в телефоне. Полчаса, а иногда и 40 минут. За пять минут до выхода: «О! На работу надо бежать!» Все бросает, побежал. Часто такое бывает.

Сколько раз человек обещал себе: лягу вовремя. В 11, самое позднее, в полдвенадцатого, чтобы в шесть утра встать. Включил телефон, завис в этих коротких видео, в новостях, читает, читает, читает, время уже полтретьего. В шесть утра вставать, в семь утра надо бежать. Утром проснулся никакой, не выспался. Вот и день проходит. И на работе, бывает, проводят время попусту.

Не все, конечно, в телефонах. Молодежь, в основном. А те, кто постарше? Как мы любим набрать по телефону подружку и посидеть поболтать о другой подружке, посплетничать, рассказать, как этот батюшка что-то другому сказал, о том, что третий батюшка с этим поругался, наверное. А может, и не поругался, но говорят, что да. Как интересно! А вот этот батюшка неправильный, он «Господи помилуй» неправильно поет. И вот мы сидим по полчаса, по часу-полтора, а потом нам некогда. У нас времени не хватает ни на что!... Это же наше, мы же себя в этом видим! Вместо того, чтобы, как собиралась, сделать уборку в субботу, встала с утра, повалялась, посмотрела новости часов до двух пополудни, а потом вспомнила, что не завтракала еще. Не спеша завтрак приготовила, поела. Часам к семи вечера вспомнила, что уборку хотела сделать. Ладно, завтра хотела на службу идти, не пойду, полы помою. И вот воскресенье наступает. Полы не помыла, проспала, некогда было, занята была. И на службу не пошла. Здорово, прекрасно! Вот так мы часто время и проводим... А потом владыка спрашивает: «А что ж ты не приходила?» «Ой, владыка, знаете, я все время была занята» Некогда, некогда…

Прости нас, милосердный Господи!

Согрешили:непочитанием праздников, непосещением храма по лености, лености к молитве и чтению Слова Божьего и святых книг. Неблагоговейным стоянием в церкви и невниманием к чтению и пению, блужданием помыслов, разговорами и смехом в церкви, оставлением утренних, вечерних и других молитв. Утаиванием грехов на исповеди и небрежением о должном приготовлении к Причащению Святых Христовых Таин. Неуважением к священным местам, небрежным изображением на себе крестного знамения, несоблюдением постов по уставу Церкви, леностью к труду, недобросовестным исполнением порученных работ и дел по должности, потерей многого времени попусту и в праздности, рассеянности, забавах, пиршествах, посещением гулянок, театров, кино под великие праздники.

Прости нас, милосердный Господи!

А то ведь бывает и так. Пришла на службу, собралась помолиться. И стоишь, начинаешь мечтать. Вот приду, суп сварю, поглажу… Не стирала давно, много накопилось… Мужчина: приду, в гараж пойду, давно уже пора масло поменять. Машину бы покрасить, резину бы поменять было бы неплохо… На работу приду – обслуживание станка надо сделать… Компьютер тормозит, надо отдать на обслуживание… Всю службу стояли, строили планы, служба прошла, не заметили… Что там читали, о чем говорили… Батюшка проповедь говорил, старался. А ты даже не прослушал, что он там говорил. Одна мечтает, каким вырастет сын. Другая – о свадебном платье для дочери, которой еще только 14 лет. А третья всю службу с мужем ругается. Он даже не знает об этом. И все это вместо того, чтобы молиться!

Прости нас, милосердный Господи!

Пятая заповедь – главная из заповедей о взаимоотношениях с людьми. «Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле».

Согрешили: непочитанием родителей и сродников, непочитанием старших, неблагодарностью к благодетелям. Беззаботностью о воспитании детей. Потворством или строптивым отношениям с ними. Нерадением об их благосостоянии и жестокими поступками с ними.

Прости нас, милосердный Господи!

Сюда же можно отнести непочитание священников, осуждение священнослужителей, священноначалия нашего. Не уважали, не слушались начальство, осуждали, сплетничали о начальстве, о духовенстве.

Беззаботность о воспитании детей. Вот мать говорит: «Я тебя родила не для какой-то невестки, я тебя родила для себя!» Как это? Ты ребенка рожаешь, сразу знай – ты не для себя его рожаешь, не для себя. Это уже свободная личность, которая должна быть достойным продолжением тебя. А если ты его рожаешь для себя, то ты лучше куклу себе роди. Или кошку заведи.

 Дети должны почитать своих родителей. Однажды было со мной. Спрашиваю у одной девочки: «А где твой папа?» А она говорит: «Мы с мамой его бросили. Потому что он дурак». Кто из этого маленького человечка вырастет? Мы же под своими эмоциями воспитываем ненависть к своим половинкам. Это очень большая ошибка. Другой момент. Когда вы воспитываете детей, помните слова апостола Павла: «Дети, почитайте своих родителей. Но и вы, родители, не раздражайте своих детей своей раздражительностью и излишней требовательностью» Это слава апостола Павла, и мы должны помнить о них, чтобы воспитать в детях достойных наших продолжателей и достойных христиан. 

Прости нас, милосердный Господи!

Шестая заповедь. «Не убивай!» Казалось бы, понятно: убивать нельзя. Никто из нас никого не убивал фактически. Потому что убийцы сидят в тюрьме. Но как часто мы забываем, что можно убить человека словом. И это происходит день за днем, в семьях происходит, когда муж словом убивает свою жену, а жена убивает мужа. Когда происходят ссоры, стараются как можно больнее зацепить, чтобы рассердить, расстроить. Проходит эта ссора, а обида остается. Человек потом заболевает от этого слова, понимаете! Когда находитесь в выяснении отношений со своим близким, никогда не опускайтесь до оскорблений! Никогда не говорите то, о чем вы на самом деле не думаете. Никогда не говорите такого и всегда относитесь бережно к чувствам близких людей. К родителям, к детям. Ведь часто мы и детей убиваем оскорблениями и словами, когда дети начинают чувствовать себя ущербными.  Потому что мы начинаем говорить: «Вот ты никогда так не делаешь!», хотя он всего один раз так не сделал. «Вот ты такой-сякой, последний негодяй…» и прочее, пятое-десятое.

Согрешили: нравственным или физическим убийством себя или другого, притеснением и лишением средств к жизни ближнего, неподаянием помощи к сохранению жизни ближнего от преждевременной жизни. Гневом, оскорблением, злословием, ненавистью, вредительством, враждою, злопамятством, соблазном на грех, бездеятельностью, пресыщением, упорным сопротивлением истине, ожесточением во грехах. Согрешили: мстили злом за зло, совершенной нераскаянностью, мучили и убивали животных, неприучением себя не только никого не оскорблять, но и обходиться со всеми кротко, вежливо, дружелюбно, назидательно, с гневающимися примиряться, обиды терпеть и прощать, благотворить всем, даже врагам.

Прости нас, милосердный Господи!

Еще грехи, относящиеся к этой заповеди. Самоубийство. Почему Господь не прощает самоубийства? Потому что самоубийца совершает смертный грех убийства – он убивает самого себя и не успевает раскаяться в этом грехе, и умирает.  

Аборт. Мы веруем, мы знаем, что с момента зачатия в утробе матери зародыш уже полноценный человек с душою. Зарождается эмбрион и появляется душа. Господь Бог дает этому эмбриону душу. Поэтому всякое прерывание беременности – это убийство и аборт считается грехом детоубийства. А все остальное, все остальные рассуждения о том, что женщина имеет право прервать беременность до определенного момента – это пустые разговоры ни о чем. Бывает, речь идет о сохранении жизни матери, это очень редкие случаи, в процентном соотношении такая ситуация стремится к нулю, одна сотая процента прерывания беременностей. В основном же искусственное прерывание – это осознанный выбор и женщины, и мужчины, и это страшно. И мы должны это понимать. Те, кто уже покаялся в этом грехе, повторять на исповеди это не надо, те, кто еще не задумывался об этом, если это есть на совести, необходимо как следует задуматься и понять, что это убийство.

Прости нас, милосердный Господи!

Я хочу еще сказать вам, дорогие братья и сестры, что в грехе аборта не виновата одна женщина, которая прерывает беременность, виноваты все. Муж, часто родители. Вот ситуация. Девочка забеременела, несовершеннолетняя. Мать гонит на аборт, и она при этом отвечает за этот грех едва ли не в большей степени, чем сама дочь. И будет нести груз ответственности всю жизнь. Мало того, что сама наделала кучу ошибок в своей жизни, так и дочь толкает туда же.

Прости нас, милосердный Господи!

Седьмая заповедь. По-славянски звучит: «Не прелюбы сотвори», по-русски: «Не прелюбодействуй». Мы подошли к греху, который едва ли не самый распространенный грех среди всех тяжких грехов – прелюбодейство. Сейчас в наше время целомудрию не уделяется ровно никакого внимания. Считается вполне нормальным, что, если человек достиг половозрелого возраста, вполне нормальным считается, что он встречается, имеет своего партнера вне брака. Но апостол Павел говорит: «Или вы не знаете, что сочетающийся с блудницею, становится с ней одно целое?»  Я об этом говорил много раз, каждый год на общей исповеди по два раза говорю, говорю на воскресных службах. Вот представьте себе, когда человек меняет партнеров, встречается с одним, потом с другим, он же не скотина, не коза, не курица, это там происходит момент гона, гормонального сдвига, животное, самец или самка, ничего не может противопоставить этому зову природы, они спариваются. Когда человек входит в контакт с противоположным полом, он эмоционально не может не участвовать в этом, каждый контакт является эмоциональным всплеском. Человек отдает часть самого себя, часть своей души. И когда потом происходит расставание, человек истончает душу, он рвет одну связь, другую, и рвет душу. К старости во что он превращается? В циничного человека, ворчливого старика или старуху, в котором человеческого образа остается очень и очень мало, практически ничего. Поэтому Господь благословил брак между женщиной и мужчиной. Господь сотворил прекрасным и привлекательным мужчину для женщины, и прекрасной и привлекательной женщину для мужчины, но только для брака. И, если ты вступил в брак, для тебя умирают все остальные мужчины и женщины. У тебя есть только твой муж или твоя жена. И ничего другого от нас Господь не требует кроме как любить своего мужа или свою жену. Люби ее и ласкай, всячески ласкай, на супружеском ложе все вам позволено, Господь вам все благословляет. Он благословил ваш брак. Любите друг друга до изнеможения, как можете. Почитайте и старайтесь друг другу угодить и любить. Живите не ради себя, а ради другого, ради своего близкого, ради жены, ради мужа, но никак не ради других. Когда вот это прекрасное чувство – жить в паре, в союзе со своим любимым человеком, подменяется на блуд, когда человек начинает неистовствовать и менять одного, другого, или одну, другую, третью, пятую, десятую, от человека ничего не остается, человек сам по себе становится неспособным принять Бога. Об этом всегда помните, и всегда необходимо хранить в себе чистоту. Если это было в твоей прошлой жизни, покайся и больше этого не совершай. И Господь вернет тебе утраченное достоинство, вернет. Но больше не совершай, потому что ты христианин. Потому что твое тело – есть сосуд Божий. Оно прекрасно. В старости и в молодости ты прекрасен, прекрасен перед Богом. Господь тебя любит. Ты красив и внешне, и внутренне. Но храни себя для своей супруги или для своего мужа. Вот чему учит церковь. И не думай изменять, совершать прелюбодеяния.

Согрешили: сожительством до брака, сквернословием. Сквернословие у нас, дорогие братья и сестры, в обществе просто бич. Почему нужно разговаривать, употребляя названия мужских и женских половых органов, я не понимаю. Не понимаю, правда. Раньше хотя бы мужчины стеснялись выражаться при женщинах. Я помню даже такое время. Стыдно было употреблять крепкие матерные словечки! А сейчас и женщины повсюду, направо и налево, не хуже мужчин, а бывает даже и лучше, сильнее, выражаются крепкими словечками. И считается это нормой. Не норма это! Не норма, когда слова, обозначающие репродуктивную систему, то, что ниже пояса, и грехи блуда, используются для объяснения повседневной жизни. Это ненормально. Это грех против седьмой заповеди.

Прости нас, милосердный Господи!

Согрешили: рассматриванием картин и действий, порнографией, вожделением, сводничеством, кокетством, блудом. Все эти грехи надо говорить наедине со священником.

Прости нас, милосердный Господи!

Восьмая заповедь «Не укради». Согрешили: воровством, обманом, тунеядством, лихоимством, немилосердием к бедным, скупостью, пьянством, расточительностью, игрой в карты и другие азартные игры. Роскошью, нечестностью, несправедливостью, жестокосердием, жадностью и сребролюбием.

Прости нас, милосердный Господи!

Смотрите: воровство и обман ставятся в один ряд.  Обман – тоже воровство, только ментальное. Человек начинает говорить неправду - он обкрадывает своего собеседника. Потому что собеседник думает, что это в действительности так, а на самом деле, это не так. Тунеядство – это воровство, игры в азартные игры – воровство. Человек ворует – у кого? У себя, у своей семьи. Он несет все в эти казино, игровые салоны, в виртуальные казино. Пьянство – человек пропивает все, ворует у своей семьи для того, чтобы напиться.

 Прости нас, милосердный Господи!

Часто воровство происходит от сребролюбия, поэтому сребролюбие то же самое воровство.

Девятая заповедь. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Не лжесвидетельствуй». Согрешили: ложным свидетельством. Перед близким своим – можем сказать, он такой-то, хотя, на самом деле, это не так. Сплетни – это ложное свидетельство? Безусловно. Сплетни у людей столько здоровья отнимают!   А мы об этом даже не думаем, продолжаем сплетничать. Сплетни к правде не имеют ровным счетом никакого отношения. Поэтому человек, который слушает сплетни, сам их пересказывает и думает, что это правда, он участник большого греха. Он отнимает у человека жизнь и честное имя. Запомните это: любая сплетня – это беда.

Согрешили: разглашением грехов ближних, подозрительностью, осуждением и хвалами, пересудами, сомнением в чести ближних, двоедушием, сплетнями, насмешками, непристойными шутками, лукавством, лестью, непрямодушием, неискренностью.

Прости нас, милосердный Господи!

Десятая заповедь. «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Резюмировать эту заповедь можно так: не завидуй. Не желай того, что есть у твоего ближнего. Мы часто видим, как живут наши соседи, коллеги, нам всегда кажется, что они живут благополучнее и лучше нас. Нам кажется, что у нашей соседки муж более достойный, приносит больше денег, коллега – более благополучная, ей больше везет в этой жизни. Кажется, что сосед более счастлив, чем я… Все это происходит знаете почему? Да потому что нам доступна только внешняя сторона жизни любого человека. Нам недоступна внутренняя сторона: что у них там, что у наших соседей, какие у них скорби, какие переживания, какие болезни. В каждой семье есть скорби. У каждого человека полно бед. Точно также, как и у меня лично. Просто мы этого не видим. Нам кажется, что у соседа рис белее, огород больше. Коллега более угождает своему начальству, кто-то менее достойный получает больше нас зарплату. Все это не так, дорогие мои.

Это все от лукавого. Первый позавидовал человеку дьявол. Зависть – это дьявольский грех. Дьявол позавидовал человеку, ему показалось, что человек лучше устроился, чем он. Потому что человек, совершенно не приспособленное к жизни существо, низшее по положению относительно дьявола, имеющий тело, слабый, был обласкан Богом больше, чем дьявол, который заслуженно был наказан Богом. Именно от зависти дьявола произошло грехопадение. Каждый человек, кто завидует своему ближнему или дальнему, страдает дьявольским грехом и уязвляет себя, свою душу в первую очередь, и против ближнего строит козни. Кто следующий после дьявола позавидовал человеку?  Каин позавидовал своему брату Авелю и убил его. А сколько сестер друг друга ненавидят! Потому что им кажется, что сестра более красивая, более благополучная, более любима родителями. Даже в семье такое происходит. Брат начинает завидовать своему брату. Ему кажется, что брат более успешный. Зависть – это причина многих зол и бед.  И человеческих трагедий. И мы не должны завидовать никому. А ведь мы, находясь в состоянии зависти, постоянно думаем о том, что у нас полно завистников. Сколько жалуются мне: вот мне завидует такая-то, к колдуньям ходит, порчу наводит. Мы сами не хотим, чтобы нам завидовали, но при этом завидуем другим, всем подряд. У кого-то машина красивее, дом лучше… А ты посмотри вокруг: сколько людей живет за чертой бедности, находится в более стесненных обстоятельствах, чем ты. И они не ропщут на Бога, а благодарят его. А нам все кажется, что мы самые несчастные на свете. Это состояние несчастности приходит в результате зависти, потому что нам кажется, что мы заслуживаем большего. А на самом деле Господь нас еще терпит за наши с вами грехи. И это необходимо понимать.

Прости нас, милосердный Господи!

Согрешили перед Богом делом, словом, помышлением, ведением, неведением, всеми нашими чувствами, везде, утром, вечером…

Прости нас, милосердный Господи!

Господь да помилует и простит всех нас!

 

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Савватий

23 марта 2024 г. Введенский кафедральный собор г. Чебоксары.

Дата публикации: 23.03.2024

ВКонтактеМой МирОдноклассники
Комментарии (0) |    Написать
Имя*:
E-mail*:
Комментарий*:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Введите код указанный на рисунке
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • ФЕОДОCИЙ епископ Алатырский и Порецкий
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •