Дорогие братья и сестры!
Прочитаем еще раз Священное писание сегодняшнего дня. «Однажды Иисус учил в субботу в одной из синагог. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга своего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи?те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:10–17)
Вот таково содержание сегодняшнего евангельского чтения. Для нас с вами, для нас, сегодняшних, в сегодняшний день, в дни Рождественского поста, именно для нас с вами, для нас, лентяев и лицемеров… «Почему ты в храм не ходишь?» - «Некогда». «Почему ты в храм не ходишь?» - «А это у меня единственный день выходной». «Почему ты в храм не ходишь?» - «Ну вот всё дела, дела!»… Но давайте честно ответим. Мы же чаще всего не ходим в храм, потому что не хочется. Лень. Это лицемерие наше с вами. Спаситель исцеляет женщину сгорбленную, горбатую, судя по всему. У меня были такие знакомые старушки и старички, которые ходили сгорбленные в три погибели. И вы, наверное, многих знаете таких. Я, помню, в детстве даже подшучивал над ними. И, как ни странно, была одна сгорбленная женщина, наша прихожанка, она никогда на меня не обижалась, а, наоборот, поддерживала мой юмор и сама смеялась над своей скрюченностью. Вот такая была позитивная бабушка. Но не об этом речь…
Так вот, Спаситель ее исцеляет. Начальник синагоги выражает недовольство. Напрямую к Спасителю он обращаться не смеет, потому что Спаситель исцелил. Но, вместе с этим, начальник синагоги Иисуса Христа терпеть не может. Что надо делать в таких случаях? Надо придумать причину, чтобы придраться. И он находит причину. Формальную. Потому что в Священном писании говорится, что дела в субботу делать нельзя. Но в Священном писании нигде не говорится, что в субботу нельзя совершать чудеса. А ведь исцеление – это чудо. Спаситель никаких лекарств не давал женщине, никаких отваров, не мазал больное место, никаких лекарских действий Он не совершал. Он просто взял и исцелил ее. И вот в порыве гнева начальник синагоги произносит величайшую глупость, самую настоящую несуразицу. «Шесть дней делайте дела. Вот шесть дней и приходите исцеляться. А в седьмой день не исцеляйтесь» Вот что можно ответить на это?... Спаситель приводит пример. Разве каждый из вас не отвязывает своего вола и не ведет на водопой? Даже вола развязывают, а это женщина, человек! Правда, надо вспомнить, что в древнем Израиле женщина не была наделена всеми правами. И рассматривалась вроде бы как не совсем человек. Поэтому Спаситель и приводит пример с волом: даже вола развязывают, а это женщина, которую скрутил дьявол. Разве не надо было ее развязать? И не нашлось слов, чтобы возразить на это Спасителю. Но лицемерие при этом присутствовало. Потому Спаситель и говорит ему - «Лицемер»!
Вот мы с вами – когда говорим одно, а думаем другое - тоже лицемерим. Это лицемерие. И, когда мы думаем одно, а говорим другое, – это тоже лицемерие. И в этом Спаситель начальника синагоги обличил. Давайте вспомним, как многих людей мы не любим, но если у нас спросят истинную причину этой нелюбви, мы ее никогда не назовем. Вслух мы ее никогда не озвучим. Лицемерие – это когда мы поступаем так, как нам хочется, и находим логическое объяснение наших поступков. Например, мужья и жены часто поступают не так, как нужно. Вот жена пилит мужа. А сама поступает по отношению к нему нечестно. Потому что дело не в том, за что она его пилит, а в том, что у нее давно пропали чувства, любовь к своему мужу. Также часто мы придираемся к своим коллегам по работе. Не за их профессиональные качества мы их не любим, а за то, что какое-то слово, сказанное в наш адрес, нам не понравилось. Мы в этом никогда не признаемся. Потому что это слово было справедливым. Но мы даже сами себе в этом признаться не хотим.
Так и в церкви. Если спросишь: «Почему ты не причащаешься?» - «Вот, я недостойна!» Дорогая моя! Все мы недостойны. Только причина-то в другом! Причина - в твоей лени.
Если ты пришел на службу, стоишь, значит, ты полноценный участник богослужения, так же как и священник. И получается так: поучаствовал-поучаствовал, а причаститься не захотел. Как это так? Это неправильно. Ты должен внимать службе, молиться вместе с нами, готовиться к причащению, причаститься...
Конечно, не хочется правило читать. Лень же. Есть же те, кто и утренние, и вечерние молитвы читает абы как. Есть у меня один человек, которого я знаю. Он говорит: «Знаете, как я молюсь? Ложусь на кровать и, засыпая, говорю: «Господи!», а утром: «Помилуй!»… Вот и вся молитва! И это еще хорошо, что у него от души получается «Господи, помилуй» раз в день сказать…
Плохо у нас получается претворять слово в дело. Вот одна из моих прихожанок с прошлого места служения тяжело заболела коронавирусом. Тяжко! И вот, находясь в таком состоянии, рассказывает она мне, «лежу, говорит, и думаю: «Ну что мне стоит не грешить? Что мне стоило жить по правилам, как положено?» Да ничего не стоило! Не грешить, конечно, труднее, но явных грехов не совершать! Вот сейчас она лежит и не знает – то ли Господь ее заберет, то ли нет, то ли живой останется, то ли умрет… У нее целый букет сопутствующих заболеваний, которые вполне могли бы ее в могилу унести! Вот она лежит и думает: «Почему я раньше-то об этом не думала?» … А потом вроде бы отпустило – и опять приходят другие мысли! … Каждый из нас о Боге вспоминает, когда нам плохо!
Давайте-ка все, кто здесь сейчас присутствует, постараемся в следующее воскресенье причаститься. … Ну почему нельзя? Надо! Надо, дорогие братья и сестры! Апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос!» Ядый Мое Тело и пия Мою плоть, сам Господь сказал, во Мне пребывает, и Я в нем пребываю! Мы принимаем Тело Христово для того, чтобы Христос в нас пребывал, и чтобы мы, принимая Тело и Кровь Христову, были со Христом, и Он помогал нам в борьбе с нашими страстями и грехами. И чтобы мы в этом приближались благодаря этому к Богу. Мы должны с вами это понимать. Давайте постараемся причащаться как можно чаще!
Впереди у нас 19 декабря, празднование памяти Святителя Николая Чудотворца. Здесь, в соборе, есть чудотворная икона Святителя Николая. Приходите к ней! Я однажды, будучи мальчиком лет 8-9, встал у этой иконы Святителя Николая и всю службу молился: «Святитель Николай, хочу быть таким, как ты!» А потом своему брату об этом рассказал. Он мне говорит: «Дурак! Сам не знаешь, о чем просишь! Как ты можешь стать святым?»… Да, святым я не стал, но святителем стал, действительно. Стал архиереем, как Святитель Николай. Святителя Николая все мы почитаем. Рождественский Санта Клаус – это наш святой. Он исконно русский святой и исконно нерусский святой. Его почитают и в Турции, и в Греции, и в Англии, и в Германии, православные, не православные, все почитают Святителя Николая Чудотворца. И мы почитаем. Сколько он за нас молился и заступался! Конечно, мы чтим его, великого святого. Хотя он нерусский был, жил на территории Малой Азии, нынешней Турции.
С праздником вас, дорогие братья и сестры!
Проповедь митрополита Чебоксарского и Чувашского Савватия 13 декабря 2020 г. во Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары
Дата публикации: 13.12.2020