Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Разъяснение Общецерковного суда Русской Православной Церкви о порядке подачи заявлений и рассмотрения дел

 В связи с поступающими в Московскую Патриархию обращениями, касающимися порядка подачи заявлений и рассмотрения дел, Общецерковный суд считает нужным дать следующие разъяснения.

 1. Согласно Положению о церковном суде Русской Православной Церкви, «церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви» (статья 2 Положения). Безоговорочно осуждая грех, Церковь определяет свое отношение к согрешившему в зависимости от наличия или отсутствия у него стремления к покаянию и исправлению совершенных поступков. При необходимости на грешника может быть наложена епитимия, а в некоторых случаях становится необходимым то суждение Церкви, о котором сказал Спаситель, поясняя, как следует поступать в отношении согрешающего и не поддающегося увещеваниям члена Церкви: «Скажи [о нем] церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Дела по нарушениям нравственных норм или церковного порядка, влекущим за собой длительные или окончательные прещения, рассматриваются либо епископами, либо церковными судами различной инстанции. В частности, совершение некоторых грехов несовместимо с пребыванием человека в священном сане. В таких случаях каждый епископ обладает каноническим правом лишить сана подведомственного ему священнослужителя, а в отношении епископов таким правом обладают Архиерейский Собор и Священный Синод. Вместе с тем, в современной практике Русской Православной Церкви, закрепленной в Положении о церковном суде, дела о лишении сана рассматриваются в церковных судах, решения которых затем утверждаются в установленном Положением о церковном суде порядке.

 2. Памятуя о несправедливых судах, которыми были подвергнуты Спаситель и апостолы, церковные судьи призваны с особой тщательностью исследовать рассматриваемые ими дела, дабы, вынося суждение о виновности или невиновности обвиняемого, избежать несправедливого осуждения. Канонические правила Православной Церкви, определяющие судебные процедуры (в частности, правила святых апостол 74 и 75, правила II Вселенского Собора 6 и IV Вселенского Собора 21, правила Карфагенского Собора 8, 19, 132-133 [147] и другие), направлены на обеспечение справедливости судебного процесса, в том числе посредством исключения ложных обвинений. В ходе изучения дела обвинители должны представить судьям доказательства, убедительно свидетельствующие о заявляемых фактах. Свидетельства очевидцев принимаются в том случае, если таковых будет двое или трое, дабы, по слову Спасителя, «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18, 16; сравн. правило святых апостол 75). Апостол Павел, последуя Пастыреначальнику, указывает Ефесскому епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1 Тим. 5, 19).

 3. Упомянутые каноны являются источником значительной части норм, установленных Положением о церковном суде с учетом современных реалий церковного бытия и направленных на создание условий для справедливого рассмотрения дел. В условиях становления системы церковных судов, реализуя в своей деятельности цель восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни, а также руководствуясь принципом справедливости, — Общецерковный суд расширительно толкует нормы, касающиеся определения его юрисдикционной подведомственности. Так, Общецерковный суд неоднократно рассматривал апелляции на решения епархиальных судов без удовлетворения предусмотренного Положением о церковном суде требования о рассмотрении такой апелляции на повторном заседании того же епархиального суда, который принял первое решение. В исключительных случаях, решением председателя Общецерковного суда по материалам проведенного расследования подобный подход может быть применен к решению вопроса о юрисдикционной подведомственности Общецерковному суду судебных дел по заявлениям от лиц, не обладающих правом на обращение в Общецерковный суд в соответствии с Положением о церковном суде.

 

4. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси прием и предварительное изучение поступающих на его имя или на имя председателя Общецерковного суда апелляций и заявлений о церковных правонарушениях, совершенных лицами, подсудными Общецерковному суду, осуществляется Управлением делами Московской Патриархии. Последнее уполномочено осуществлять сбор и предварительную оценку доказательств по делу, предоставляемых заявителем. После сбора материалов дело передается Управлением делами Московской Патриархии в Общецерковный суд согласно установленной процедуре.

-- 

Синодальный информационный отдел
Московского Патриархата
+7 (495) 781-97-61

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • ВАРНАВА митрополит Чебоксарский и Чувашский
  • СТЕФАН епископ Канашский и Янтиковский
  • ФЕОДОР епископ Алатырский и Порецкий
  • ИГНАТИЙ, епископ Мариинско-Посадский, викарий Чебоксарской епархии
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •