Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
В Покровско-Татианинский собор г. Чебоксары принесена великая Святыня Крест-мощевик с частицей Ризы Господней

7 апреля 2013 года в неделю Крестопоклонную, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, в Покровско-Татианинский собор г. Чебоксары принесен для поклонения Крест-мощевик с Частицей Ризы Господней из Петрозаводской епархии. Крест будет находится для поклонения в Покровско-Татианинском соборе до 29 апреля 2013 года.

 История обретения

 Чудесны и непредсказуемы пути Промысла Божия, являющего святыни, запечатленные именем Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Его таинственному деянию можно отнести незамысловатую и тем удивительную историю второго рождения» креста-мощевика.

 Не сохранилось ни одного прямого исторического свидетельства, рассказывающего о его происхождении и судьбе. Быть может, в анналах истории Владимирской земли есть его отголоски. Самым значительным и определяющим остается свидетельство о непрерывном нахождении мощевика в лоне Церкви Христовой. Эта, воистину, богохранимая святыня не претерпела ни музейного пленения, ни осквернения в годину лютых гонений. Многие годы благоговейно сохранялась она в семье православных христиан во Владимирской области. Вероятнее всего, желая сберечь святыню от поругания, ее благочестивые обладатели сокрыли ее среди домашней утвари. Известно то, что в 70-е годы XX века благочестивая прихожанка передала священнику местного прихода протоиерею Димитрию Нецветаеву старинную утварь, среди переданной утвари находился старинный самовар. Долгое время он не привлекал к себе никакого внимания и, как позднее раскрылось, хранил святыню Самого Спасителя - частицу Ризы Господа Иисуса Христа. Имя женщины, пожертвовавшей домашнюю утварь, уже не известно, но ведомо Богу.

 

 В 2006 году крест-мощевик был найден. Долгие годы он хранился у православных священнослужителей – в большой священнической семье протопресвитера Димитрия Нецветаева. Сам отец Димитрий нес многолетнее священническое служение на различных православных приходах не только в России. В начале 80-х - конце 90-х годов он исполнял возложенное на него церковное послушание, будучи экзархом Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском. Большая священническая семья, в которой кроме благочестивого родителя семеро сыновей получили дар благодати священства, неожиданно для себя узнала, что стала хранительницей креста-мощевика. Священники решили, что обретенная величайшая христианская святыня не должна находиться, словно под спудом, но быть прославлена. Крест-мощевик был предан протоиерею Константину Нецветаеву, настоятелю Никольского храма Северодвинска, являющегося сыном протопресв. Димитрия Нецветаева. Было решено, что Крест с частицами Ризы Господней и мощей святых, безусловно, должен посетить Русскую Голгофу Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь и быть прославлен на Архангельской земле ставшей живым антиминсом Русской Православной Церкви и Отечества.В январе 2007 года для мощевика, по благословению Преосвященного Тихона, епископа Архангельского и Холмогорского в городе Северодвинске руками корабелов предприятия Звёздочка» был изготовлен особый крест-кивот. В центр этого креста и был помещен древний мощевик.

 9 февраля 2008 г. новосооруженный крест был доставлен на Соловки и освящен. А в 18.00 его торжественно встретили в Свято-Ильинском кафедральном соборе. После крест – мощевик побывал во многих православных епархиях России, Украины и Приднестровья. В 2011 году святыня передана в Петрозаводскую и Карельскую епархию, и по благословению архиепископа Мануила совершает путешествия в различные епархии, для того чтобы многие верующие могли поклониться ей.  

 

История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа

 История честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа восходит ко времени земной жизни Спасителя. В Евангелии от Иоанна читаем: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет (Ин. 19, 23-24). Так исполнилось одно из мессианских пророчеств (о земной жизни Господа Иисуса Христа), изречённое пророком Давидом: Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий(Псал. 21, 19).

 В Евангелии упоминаются две одежды Христовы: риза и хитон. В древности это были разные одежды не только по своему назначению, но и по способу изготовления. Так, риза это верхняя одежда и носилась она поверх хитона. В отличие от ризы, которая сшивалась из полотна, хитон был нешвен, не сшит из материи, а связан цельным.

 Воины, стоящие у Креста Господня, разделили между собой ризу Христову, о хитоне же кидали жребий, так как в отличие от ризы, его нельзя было делить, иначе бы он просто распустился на нитки, и воины получили бы лишь ни к чему не пригодные лоскутки и обрывки ниток.

 Об обстоятельствах перенесения Хитона Господня из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские. По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, изложенному в древней грузинской летописи конца IV века, помещенной в Картлис цховрэба (Жизнь Картли) в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете древней столице Иверии. Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Хитон Господень у того воина, которому он достался по жребию.

 Когда Елиоз вернулся в Мцхету, сестра его, именем Сидония, уже просвященная светом Христовой истины, имея великую любовь ко Спасителю, прижала к себе столь великую святыню и в тот же миг предала свою душу Господу. Все попытки забрать хитон из объятий святой не увенчались успехом. Так её и похоронили. Впоследствии на месте могилы вырос кедр, а затем на месте срубленного великана был построен один из первых храмов Грузии Светицховели. С тех пор в этом соборе у основания срубленного дерева, в столпе, под спудом незыблемо пребывает величайшая святыня православного мира хитон Христов. О том есть множество исторических свидетельств.

 Следует заметить, что на Западе существовало предание о том, что Риза Господня первоначально была найдена царицей Еленой (IV в.) в Палестине, перенесена в Трир (Германия) и в 328 г. положена в Трирском соборе. Это предание появилось в Западной Европе в 1196 г., а в 1512 г. здесь было установлено народное почитание трирской реликвии. Известна также часть Ризы Господней в г. Аржантейле, близ Парижа.

 Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Великую святыню встретили в Москве у Донского монастыря за Калужскими воротами и освидетельствовали ее подлинность: по приказу патриарха Филарета положили недельный пост с молебствиями, а потом ризу возлагали на тяжелобольных, и все они получили исцеление. Ризу Господню принесли в Успенский собор и поместили в медный ажурный шатер, символизирующий Голгофу, который ныне осеняет гробницу святого патриарха Ермогена. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Части Ризы хранились также в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

 О судьбе "московской" части Ризы Господней сообщает современная исследовательница Н. Энеева: "По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 г., хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне".

После 1917 г. петербургский ковчег с частью Ризы Господней постигла, по-видимому, та же участь, что и другие святыни, хранившиеся в Петропавловском соборе: в мае 1922 г. большая часть церковных ценностей была изъята, а в 1924 г. собор был превращён в музей.

 В XXI веке Господь не оставил наше Отечество и явил частицы Ризы Своей в России. Одна из них обретена в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" и ныне почивает в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царём Алексеем Михайловичем ярославским купцам братьям Скрипиным – за великие заслуги. Еще одна частица, заключенная в серебряный складень, из фондов Музеев Московского Кремля была передана Президентом РФ В.В. Путиным Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II 19 ноября 2007 года в день празднования 90-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Возвращенная к православному почитанию святыня находится в московском Соборном Храме Христа Спасителя.Промыслом Божиим, на Русском Севере явлена еще одна частица Ризы Господней, но ее история полностью еще не раскрыта.

ВКонтактеМой МирОдноклассники
  • О Епархии
  • Новомученики земли Чувашской
  • Правящий Архиерей
  • История Православия в Чувашии
  • История митрополии
  • Завещание великого просветителя Чувашии И.Я.Яковлева Чувашскому народу
  • Библия на чувашском языке
  • Центр подготовки церковных специалистов
  • Сектор заочного обучения
  • Образовательные стандарты
  • Отделы
  • Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации
  • Епархиальный отдел по делам молодежи
  • Епархиальный миссионерский отдел
  • Епархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению
  • Епархиальный отдел по тюремному служению
  • Епархиальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
  • Епархиальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества
  • Комиссия по канонизации святых Чувашской митрополии
  • Храмы
  • Монастыри
  • Новости
  • Архиерейское служение
  • Публикации
  • Анонсы
  • СМИ
  • Телевизионные и радио программы
  • Газеты, журналы
  • Журнал "Бог и человек. Вестник Чувашской митрополии"
  • Персоналии
  • САВВАТИЙ, митрополит Чебоксарский и Чувашский, глава Чувашской митрополии
  • СТЕФАН епископ Канашский и Беловолжский
  • Секретарь Епархиального Управления
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Гостевая книга
  • Контакты и реквизиты
  •