До революции в Чебоксарах каждый приходской храм, а также Троицкий мужской монастырь, Владимирская чувашская женская община и Кладбищенская церковь проводили по нескольку крестных ходов, – сообщил ведущий научный сотрудник ЧГИГН Юрий Гусаров. – Среди них древней историей выделяется Владимирский, Владимирской иконе Божией Матери. Списком этой иконы архиепископ Казанский Гурий в 1555 году благословил город Чебоксары, проезжая по Волге в Казань. С тех пор эта святыня почитается как небесная заступница нашего города.
Считается, что Гурий со спутниками высадились на месте современного Спасо-Преображенского женского монастыря (в те времена фарватер Волги пролегал у левого берега, суда заходили в устье реки Чебоксарки и поднимались по ней до Владимирской горки), где были встречены военным гарнизоном Чебоксар. Предположительно, в конце XVI века на месте встречи (сретения) чудотворной иконы на средства горожан был основан Сретенский мужской монастырь, который также назывался Владимирской пустынью (упразднен в 1764 году). Судя по названию монастыря, в первое время чудотворная икона находилась в нем, а после постройки каменного Введенского собора была перенесена туда.
«В давние времена был учрежден ежегодный Владимирский крестный ход. Его маршрут пролегал от Введенского собора до Владимирской пустыни и обратно вдоль реки Чебоксарки. Он проводился 23 июня (6 июля) в один из праздников Владимирской иконы Божией Матери, установленный в память о спасении Москвы от нашествия ордынского хана Ахмата в 1480 году, поэтому дореволюционный краевед И.М. Барсов полагал, что Сретенский монастырь основали переселенцы из Москвы.
Крестный ход регулярно совершался до тех пор, пока Владимирская церковь не пришла в упадок, лишившись доходов после открытия в 1876 году нового городского кладбища. По свидетельству современников, в последний раз он прошел в 1889–1890 годах. Возрождение крестного хода связано с основанием в 1899 году на базе бывшего монастыря Владимирской чувашской женской общины. В 1900 году по распоряжению архиепископа Казанского и Свияжского Арсения Владимирский крестный ход был возобновлен. В том году он прошел скромно, с участием одного священника. В 1901 году по ходатайству Арсения Владимирский крестный ход был утвержден постановлением Синода. На этот раз он был проведен «весьма торжественно» и затем совершался ежегодно, «сопровождаемый многочисленными богомольцами при участии всего городского духовенства».
После Октября 1917 года Владимирский Крестный ход был запрещен и забыт. Его возобновление заслуживает поддержки, так как восстанавливает историческую традицию и служит возрождению духовности.